Что же касается статьи Г.Горчакова, то приведу из нее лишь некоторые фрагменты в качестве редкого образца авторского невежества, неблагожелательности, а также полного отсутствия интуиции и способности отличать Свет от тьмы. «Елена Ивановна, - пишет Горчаков, - никак не могла одобрить «грани», которые давались неизвестно кем через пять лет после ее ухода с земного плана».[2] «И еще напомним, что главное оружие темных - это вызвать чувство страха. Не случайно «грани» полны предостережений об осторожности, то есть на Абрамова все время нагнеталось чувство страха».[3] И еще: «Но если вы упоенно читаете «Грани», то считайте себя учениками Абрамова со всеми отсюда вытекающими последствиями. И тем, кто указывает нам, что Абрамов был истинным учеником Рерихов, мы в свою очередь заметим, что и Хорши - предатели дела Света и Владык - были учениками Рерихов. Абрамов был пойман на сильном желании контактировать с Высшими Силами. И Ауробиндо Гхош был пойман таким же образом. И поныне «грани» вдохновляют новые поколения астральщиков на прием «учений», которые выше Агни Йоги».[4]
Итак, все были «пойманы». Теперь разберемся, на чем был пойман сам Горчаков. Конечно, в мышеловку за бесплатным сыром он не полез. Это слишком примитивно. Тьма действует тоньше. Она ловит кое-кого на слабости, амбициозности и особенно «на сильном желании контактировать с Высшими Силами». И еще на одном человеческом качестве. Оно называется самостью превосходства, присутствие которого достаточно ярко проявилось в статье. «Самость превосходства, - написано в одной из книг Живой Этики, - одно из самых позорных проявлений несовершенства духа. Оно не только разлагает все окружающее, но и остается самым препятствующим условием для продвижения».[5]
Именно эта самость превосходства движет тем человеком, который стремится возвысить себя через унижение другого. Я сейчас не собираюсь размышлять над тем, может ли такой человек быть главным редактором газеты, которая уже влияет на многих и не лучшим образом. Это проблема тех, кто имеет дело с газетой, несправедливо носящей название «Знамя Мира».
Теперь о человеке, которого Г.Горчаков пытался «поймать» и «унизить». Пытался, потому что Горчаковы, ловя и унижая таких, как Борис Николаевич, ловят и унижают только себя самих.
Елена Ивановна Рерих во многих своих письмах называла Абрамова «Мой сын Борис». И это было правдой. Борис Николаевич в действительности являлся духовным ее сыном, близким ей человеком и ее учеником. Об этом свидетельствует обширная переписка между ними.
Борис Николаевич, живший долгие годы в Харбине, познакомился с Николаем Константиновичем и Юрием Николаевичем Рерихами в 1934 г., когда они приехали туда во время своей Маньчжурской экспедиции 1934-1935 гг. Первые письма Елены Ивановны Абрамову датированы 1936 годом, последние 1955 г. В этих письмах представлена вся история восхождения Бориса Николаевича на реальные и истинные Высоты совершенствования.
«Пишите, - просила Елена Ивановна его, - о всех Ваших наблюдениях и духовных переживаниях и записывайте их. Все это чрезвычайно важно и с годами сложится в замечательную хронику».[6]
Она прозревала с самого начала его духовную перспективу и успешное продвижение по Пути ученичества. Борис Николаевич довольно быстро оправдал надежды Елены Ивановны и письмо 1937 года[7] свидетельствует о нарастающей духовной близости между ними. В письмах, датированных 1950 годом, она уже называет его своим духовным сыном и мечтает о встрече с ним. «Когда свидимся, - пишет она, - мой сын Борис оявится ценнейшим сотрудником».[8] И тут же цитирует слова Учителя: «Сказано - и твой сын Борис оявится и сыном Моим в труде для нового строительства».[9] Полагаю, комментарии не нужны. За эти годы Борис Николаевич становится не только ближайшим учеником Елены Ивановны, но и принимается в таком же качестве и Учителем. Последний называет его также сыном. Надо сказать, что такое высокое признание - Сын! - достоинств и трудов Абрамова было редчайшим проявлением и со стороны Елены Ивановны, и со стороны Учителя.
В конце этого же года Учитель начинает открывать центры ученика и его супруги Нины Ивановны, которая вместе с ним проходила путь ученичества. «Луч В.[еликий] Вл.[адыка] посылал Вам (...) и помог Вам приоткрыть некоторые центры»,[10] - сообщает Абрамову Елена Ивановна. Она беспокоится в связи с этим о состоянии учеников и, как всегда, старается их подбодрить и утешить. «Конечно, - предупреждает она, - процесс этот всегда очень болезненный, но зато сколько радости духовной, сколько чуткости и новых осознаний он принесет с собой!».[11]
- [1] Грани Агни Йоги. 1960, Новосибирск, 1993, с.7.
- [2] Газета «Знамя Мира», октябрь 1997.
- [3] Там же.
- [4] Там же.
- [5] Братство, 604.
- [6] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову 14.04.36. Архив МЦР.
- [7] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову 28.01.37.
- [8] Там же.
- [9] Там же, 26.10.50.
- [10] Там же, 4.12.50.
- [11] Там же.
- [12] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 23.01.51.
- [13] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 21.05.51.
- [14] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 8.07.52.
- [15] Е.И-Рерих - Б.Н.Абрамову, 6.11.52.
- [16] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 21.12.52.
- [17] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 18.09.53.
- [18] Там же.
- [19] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 24.01.54.
- [20] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 28.12.54.
- [21] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 14.03.55.