НОВАЯ ЭПОХА

Лекции А.А. Макарова

МЕСТО И РОЛЬ ВОСТОКА
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОМ
ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА

В этот трудный для нашей Родины час, суровую годину становления Государства Российского, Международный Центр Рерихов, этот законный хранитель великого наследия семьи Рерихов, высоко поднял и несет духовное знамя Рерихов, знамя Великих Владык, где на белоснежном полотнище пламенеет огненный круг Вечности и в нем Знак трех Владык!

И сегодня, в этот торжественный час, собрались мы для участия в Международной общественно-научной конференции, посвященной "Художественно-философскому наследию Н.К.Рериха и современной цивилизации", собрались представители научных учреждений, культурно-духовных центров, представители рериховских обществ России, Союза Независимых Государств, ближнего и дальнего зарубежья. И я - один из представителей Прибалтики, свободной и независимой Латвии - страны предков Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.

Мы все знаем академика Николая Константиновича Рериха как великого художника, создавшего более 6000 прекрасных полотен, как ученого археолога, раскрывшего и изучившего 26 древних курганов, мест захоронения северных народов, знаем как писателя, написавшего много прекрасных трудов, знаем как путешественника, исследовавшего остатки древних культур Центральной Азии, как общественного деятеля, автора Пакта Мира,- все это так!

Но что мы знаем о том, как Н.К.Рерих познакомился с философией Востока, как открыл для себя древнюю Мудрость Востока и сделал ее доступной для нас? Знаем крайне мало, ибо 70 лет в нашей стране на это был запрет.

Род Рерихов - древний, скандинавский. Слово "Рерих" в переводе с древне скандинавского означает - богатый славой. Много старинных саг и преданий связано с этим древним родом, прославившимся храбрыми воинами и мудрыми государственными мужами! История повествует, что в урочный час из далекой заморской державы древних викингов, из суровых земель Скандинавии, выполняя веление Высшее, поднялся весь этот великий, всеми почитаемый и уважаемый древний род Рерихов, поднялся и пересек воды Янтарного моря и обосновался, широко расселившись в Прибалтике, в бывшем Курляндском герцогстве, расселившись от Либавы, до Газенпота и Виндавы.

Прадед Н.К. - Иохан Рерих, обосновался как хороший знаток кораблестроения. Дед Н.К. - Фридрих Иоханович Рерих родился в 1800 году в Газенпоте, теперешний город Айзпуте в Латвии, здесь учился и затем переехал в Ригу, где работал в губернском управлении в качестве архивариуса. Пользовался большим уважением, прожил 104 года, умер в 1904 году. Братья деда, их было двое, долгие годы служили в Кавалергардском полку и участвовали в Отечественной войне 1812 года. В Курляндии, в Газенпоте 1 июля 1837 года родился отец Н.К. К.Ф.Рерих, будущий нотариус государства Российского в Санкт-Петербурге. И здесь в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года раскрыл глаза на свет Божий великий сын России, непревзойденный мастер кисти, великий ученый и мыслитель, академик Н.К.Рерих. Здесь, в далекой Петербургской губернии, уже в детстве он увидел и полюбил навсегда северную великую природу, полюбил высокое прозрачное небо, серебристо-серую кипень облаков, леса дремучие, бескрайние, реки прохладные, широкие, медленно текущие...

Н.К.Рерих - академик, художник и ученый был человеком Запада, еще в детстве от отца и деда он унаследовал знание древних Скандинавских саг и легенд о суровой жизни викингов, в школе он получил Западное образование и 49 лет с 1874 по 1923 годы, т.е. 2/3 своей жизни провел на Западе - в России, Финляндии, Швеции, Дании, Англии, Франции, Италии, Голландии и США. А последнюю треть своей жизни провел с 1923 по 1947 год, т.е. 24 года на Востоке, в Индии, посещая в эти годы Китай, Тибет, Монголию, Японию, Маньчжурию и др. страны Востока.

Глубоко изучив сам жизнь, быт, культуру, верования и древнюю Мудрость Востока, Н.К.Рерих полюбил Восток и через искусство, через свои картины и книги открыл Восток нам.

Я не стану пересказывать биографию Н.К.Рериха, а коснусь лишь отдельных вех его жизни, ибо в нашей жизни все взаимно связано, и величественный Закон Кармы, закон Причин и Следствий определяет нашу жизнь. Мы сеем причины и пожинаем следствия, которые в свою очередь являются причинами будущих следствий.

Невидимыми нитями прошлых воплощений мы все связаны друг с другом и то, что мы сегодня собрались здесь вместе, это тоже не случайно, а закономерно, наша Карма привела нас сюда.

Итак, лето семья нотариуса К.Ф.Рериха проводила у деда Федора Рериха в Риге и на Рижском Взморье или в поместье севернее Петербурга, за Гатчиной, недалеко от станции Волосово в Изваре. Много детских воспоминаний Н.К. связано с Изварой, особенно старинный дом и большая гостиная, где на стене висела старинная картина, изображающая озаренные заходящим солнцем величественные снежные вершины пятиглавой Канченджанги. Где-то там, далеко за этими снежными вершинами расположена таинственная, легендарная могущественная Северная Шамбала, где, согласно рассказам местных жителей и лам, живут Великие Махатмы Востока.

Закончив в 1893 году частную гимназию К.И.Мая, Н.К. осенью поступает на юридический факультет Петербургского Университета и одновременно в Петербургскую Академию художеств, которую заканчивает в ноябре 1896 года, получая диплом художника за картину "Гонец". И в 1898 году защищает Университетский диплом на тему : "Правовое положение художников в Древней Руси".

А в промежутке между этими двумя датами, в 1897 году произошло событие, определившее весь дальнейший жизненный и творческий путь Н.К.Рериха. Что же такое произошло? В биографических источниках об этом сказано очень лаконично и кратко, что в 1897 году в Санкт-Петербурге возникло движение Миссия Рамакришны. А именно, среди учащейся молодежи и прогрессивной русской интеллигенции стали распространяться лекции Свами Вивекананды, активного борца за освобождение Маха Бхарата, Матери Индии от господства и гнета английских колонизаторов. Молодежью запоем читались книги Свами Вивекананды: "Мой Учитель", "Карма Йога", "Бхакти Йога", "Джнана Йога", "Раджа Йога" и афоризмы Патанджали и комментарии к ним, это материал лекций, прочитанных Свами Вивеканандой в Нью-Йорке зимой 1895 - 1896 годов. Уже в 1897 году эти лекции, переведенные на русский язык, читались студенческой молодежью и прогрессивной интеллигенцией Санкт-Петербурга!

Именно эти лекции Свами Вивекананды, а также Упанишады, были теми величественными вратами познания Истины, проникая через которые Н.К.Рерих открыл Восток для себя и для нас.

Вот что читал 23-летний студент Н.К.Рерих в книге Свами Вивекананды "Мой Учитель": "Каждый раз, когда добродетель слабеет и порок крепнет, Я являюсь, чтобы помочь человечеству", - говорит Учитель Кришна. Каждый раз, когда человеческий род, благодаря размножению или другим обстоятельствам, нуждается в обновлении, волна силы поднимается, а так как человеческая деятельность развивается на двух планах, духовном и физическом, то и волны обновления являются на обоих планах. В последнее время Европа была поприщем материалистического мировоззрения, между тем как в Азии в течение многих веков преобладало мировоззрение духовное.

В наши дни человечество опять нуждается в обновлении на духовном плане, потому что материализм находится на высоте своего могущества, и человек все более и более поддается власти материи, забывая, что в нем заложено божественное начало, и что вследствие увлечения материализмом, он может превратиться в машину, производящую деньги.

Обновление необходимо, раздался голос, и сила придет, чтобы рассеять тучи надвигающегося полного господства материализма, придет сила, которая в недалеком будущем напомнит человечеству, в чем заключается его истинная сущность, и тогда опять Свет придет с Востока.

Если человек обладает всем на свете и не обладает духовностью, какая ему от этого польза? Таков восточный тип человека, между тем как западный человек представляет другой тип, это - собиратель материальных ценностей. Грядущее обновление будет гармонизацией, соединением этих двух типов.

Для человека Востока духовный мир так же реален, как для человека Запада внешний мир. Восточному человеку кажется смешным, что взрослые люди Запада придают столько значения горсти праха, который раньше или позже они должны оставить за собой.

Машины никогда не сделали и никогда не сделают человека счастливым. Только человек, подчиняющийся своему духу, может быть счастлив и никто другой. Люди Востока знают, что под корой материи живет настоящая, божественная Сущность человека, которую не может осквернить никакой грех, никакой порок не может испортить, никакая похоть не может загрязнить, которую огонь не может сжечь, вода не может промочить, жара не может иссушить и смерть не может уничтожить. Ибо Божественная Энергия вечна!

И Свами Вивекананда рассказывает о своем Учителе Шри Рамакришне. Жизнь этого человека была сплошная чистота. Метод его учения был своеобразным. Он говорил, сперва узнай правду, впоследствии многие придут, чтобы учиться у тебя. Он не искал никого. Он не осуждал никого, но видел лишь доброе в каждом существе. Люди собирались вокруг него тысячами, чтобы слушать его учение. Он же говорил: "Религии всего мира не противоречат друг другу, они лишь разные фазы одной Вечной Религии". "Как разные реки, вытекающие из разных гор, втекают в один и тот же океан, так и секты со своими разными точками зрения, в сущности, имеют лишь одну цель: Абсолют!"

"Никогда не уничтожай веры другого человека! Старайся давать ему что-то лучшее, старайся поддерживать его на пути к спасению, но не уничтожай того, что он уже имеет."

"Пока я могу говорить, я буду учить", - говорил Рамакришна. Потом настал день, когда он сказал, что его душа покинет тело еще до заката солнца, Повторив самые святые слова Вед, он вступил в Самадхи и расстался с нами. И Н.К.Рерих читал последние слова Рамакришны, его послание всему миру: "Нельзя держаться за доктрины, нельзя держаться за догматы, или за секты, или за церкви! Они имеют мало значения по сравнению со святой силой, сущей в каждом человеке, т.е. по сравнению с одухотворением, и чем больше человек развивает эту внутреннюю силу, тем ближе он к спасению."

"Будь духовным и осуществи правду! Перестань говорить о любви к твоему брату, осуществи это в жизни. Настало время для самоотвержения, для осуществления гармонии в жизни."

Образ Махатмы Рамакришны, этого Учителя гармонии жизни и любви ко всему сущему, оставил глубокое впечатление на 23-х летнего студента Н.К.Рериха. Образ Учителя, как его понимает Восток, возник во всем своем величии перед духовным взором Н.К.

Каждой душе предопределено быть совершенною, и каждое существо в конце концов достигнет совершенства. Имея духовного Учителя, можно ускорить свое продвижение по пути совершенствования. Как же узнать настоящего Учителя? Солнцу не нужно факела, чтобы быть видимым, и мы не нуждаемся в свече, чтобы видеть его. Только знание духа писаний, создает истинного Учителя. Учитель должен быть добр, мудр и чист. Религия, представляющая собой самую вершину знания, не может быть куплена и не может быть приобретена из книг. Религия это познание действительности интуитивным, внутренним опытом человека.

Будда учил: "Будьте добры и делайте добро. Это приведет вас к истине, какова бы она не была!" Мы снова и снова рождаемся на этой земле, чтобы научиться бескорыстной работе. Каждая добрая мысль, посылаемая нами в мир без помысла о награде, разрывает одно звено цепи нашей Кармы и делает нас свободными.

Философия Востока стала миропониманием Н.К.Рериха, и теперь вся его жизнь, устремления, статьи и работы художника говорят об этом. С 1905 года многие картины и очерки Н.К. теперь были посвящены Индии: например картины - "Сны Индии", "Лакшми", "Индийский путь", "Граница царства", "Кришна", "Дева с сари".

Позже, находясь в 1918 году в Карелии на острове Тулонсари в доме выборгского купца Каринова, Н.К.Рерих заканчивает свою повесть "Пламя" следующими строками из Бхагават-Гиты: "Знай, что То, которым проникнуто все сущее, неразрушимо. Преходящи лишь формы этого воплощенного, который вечен, неразрушим и необъятен. Поэтому сражайся!"

Н.К.Рерих готовился к новому этапу в своей жизни, его неотразимо влечет к себе Восток. Он жаждет глубже познать Индию и древнюю мудрость Востока, его богатейшую Культуру и истоки ея, познать непосредственно там на месте и лично сам. В 1920 году Н.К.Рерих с семьей уже находился в Лондоне. Теперь всеми его помыслами завладела Индия. Он работает над серией картин "Сны Востока". Здесь его посещает великий поэт Индии Рабиндранат Тагор и приглашает посетить его в Индии. И здесь, в Лондоне 24 марта 1920 года происходит первая встреча Н.К. и Е.И. с их будущим Духовным Учителем, давшим Учение Живой Этики.

17 ноября 1923 года семья Рерихов на пароходе Нормандия отплывает из Марселя в Индию, и через 2 недели, 30 ноября они уже в Индии. Н.К.Рерих в "Листах дневника" пишет: "С 1923 года мы объехали главные достопримечательности Индии, начиная от Элефанты, Агры, Фатехпур-Сикри, Бенареса, Сарнатха, побывали в ашрамах Рамакришны, в Адьяре, на Цейлоне, в Мадуре и всюду нашли сердечное, приветливое отношение." "Установились связи не только с семьей Тагора, но и со многими представителями философской мысли Индии."

Рерихи поселились в окрестностях Дарджилинга, у южных склонов Восточных Гималаев, вблизи границ Сиккима, Непала и Бутана. В своих экспедициях по этим землям Н.К.Рерих собрал много старинных буддийских священных рукописей и предметов древнего искусства. И здесь в Сиккиме в 1924 году Н.К.Рерихом была начата серия картин: "Знамя Востока" и "Учителя Востока". Здесь, уже в Дарджилинге произошло много незабываемых, памятных, значимых встреч, определивших дальнейшую жизнь семьи.

А с марта 1925 по май 1928 года длилась Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Археологические, геологические и ботанические находки экспедиции насчитывались тысячами, и в этот период было написано около 500 картин и этюдов.

После экспедиции, вернувшись в Индию, Н.К. основывает Институт Научных Исследований "Урусвати". А в декабре 1928 года вся семья Н.К. переезжает на жительство в долину Кулу. Здесь были созданы незабываемые полотна посвященные величественному миру Гималаев и Великим Учителям.

С философским мировоззрением Н.К.Рериха мы знакомимся из его трудов: "Цветы Мории", "Пути Благословения", "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии", "Держава Света", "Шамбала","Твердыня Пламенная", "Священный Дозор", "Врата в Будущее", "Нерушимое" и огромного оставленного им литературного наследия.

В трудах Н.К. мы познаем Восток во всем его неповторимом величии и глубине философской мысли. И Н.К. Рерих пишет: "Делаю земной поклон Учителям. Они внесли в жизнь нашу новую опору. Без отрицаний, без ненавистных разрушений, они внесли мирное строительство. Они открыли путь будущего. Они облегчили встречи на пути. Встречи со злыми, встречи с глупыми и с безумными". "И природа помогала в этих встречах. В ней забывались люди. В ней копились силы против злобы и против глупости."

И Н.К. Рерих пишет: "Взирай лишь на дело, а не на плоды его. Да не будет побуждением твоим плоды деятельности." "Отказываясь от привязанностей, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и неудачах, совершай деяния в слиянии с Божественным". /из Бхагават Гиты/

В книге "Сердце Азии" Н.К. пишет: "Можно назвать много еще живущих, которые лично встречали Махатм. Эти памятные встречи происходили как в Индии, так и в Англии, Франции, Америке и других странах. Когда мы проходили берега Брахмапутры, мы вспоминали, как тибетский представитель в Урге советовал нам посетить необыкновенного отшельника на западе Лхасы. Как почтенный житель Сиккима рассказывал нам тоже о странном отшельнике на север от Канченджанги. Круг завершается. Опять сверкание Гималаев остается к северу".

Нет больше на земном плане великой семьи Рерихов, но их труды, их мысли и сами они незримо как бы с нами. И есть оставленный ими, Рерихами, Международный Центр Рерихов, и есть Россия страна будущего и мы с вами, здесь собравшиеся, которые призваны своими руками воплотить это великое будущее, воплотить в жизнь. Наше будущее творится сегодня.

Именно сейчас время призывать к подвигу. Все страны, весь мир вовлечен в страшную борьбу с невежеством и тьмою, в этой борьбе победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как то само собой, ничего не делая, уляжется. Нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Час гнева Всевышнего близок. Звучит неумолчно набат над миром, и миру тяжко, спешим спастись. Спасение в принятии сердцем и разумом Огненной Йоги Духа, Учения Живой Этики. Спасение в принятии и применении ее в жизни каждого дня. К этому призывал примером всей своей жизни Н.К.Рерих и вся его семья.

К этой борьбе в защиту культуры духа, к героизму, к подвигу, к защите оставленного великого наследия призываю вас. Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев. Устремимся в будущее всем своим сердцем, всем разумением, зная, твердо зная, что ни с чем не сравнить России будущей чудную повесть!


О ЖУРНАЛЕ | СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ | СТАТЬИ | ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
РАЗНОЕ | РЕКОМЕНДУЕМ | ИНФОРМАЦИЯ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ЧАТ | КАРТА САЙТА
НА ГЛАВНУЮ

© Электронная версия журнала «Новая Эпоха» NovEpoch@yandex.ru