Россия относится к тому небольшому количеству саран, духовный образ которых пишется историей наиболее старательно. Этот образ традиционно ассоциируется с той благодатной средой, которая имеет удивительную особенность одинаково хорошо впитывать в себя самые ценные идеи и знания, принадлежащие всему человечеству, а также порождать людей, которые становятся проводниками этих знаний. В ряду таких людей особое место занимают Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи.
Исследователям еще предстоит определить роль их совместного творчества для судеб России и всего человечества. Однако, уже сейчас можно говорить о важности знаний, излагаемых в Учении Живой Этики, а также о том месте, которое оно занимает в формирующемся общечеловеческом мировоззрении.
Мировоззрение, которым в настоящее время обладает человечество, нельзя с полным основанием назвать единым. Отсутствие единства прежде всего проявляется во множестве точек зрения на вопросы, касающиеся смысла существования окружающего мира, смысла существования человека, а также сути тех причин, которые лежат в основе творения Бытия.
Нужно ли относиться к Учению Живой Этики как ко всеохватывающей теории, способной лечь в основу общечеловеческого мировоззрения? Не отрицая того, что само Учение является носителем знаний об окружающем мире, Учителя человечества предупреждали, что "каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркивали совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас".
Какие строки хотелось бы выделить из Учения сегодня? Только из одной книги "Братство" можно привести ряд высказываний, которые напрямую указывают на необходимость скорейшего развития научных методов познания. "Мыслитель предлагал ... для каждого решения найти научное обоснование" (Братство, ч.2, 452).
Таким образом, можно предположить, что Учение Живой Этики, исходя из сути своего определения, является носителем парадигмы культуры (парадигмы описания). То есть, с ее помощью удается не только "установить планку" морально-нравственных аспектов взаимоотношения человечества с окружающим миром, но и получить о нем знания интуитивного типа. Этим объясняются повышенные требования к научным работникам — "Каждое явление подлежит научному исследованию, но если сам исследователь оказывается без воображения, то как оке он может пользоваться научными аппаратами?".
Следовательно, кроме Учения Живой Этики уместно предположить наличие носителей еще двух парадигм: парадигмы науки (парадигмы познания), которая позволяет получить эмпирический тип знаний, и парадигмы религии (парадигмы понимания), с помощью которой удается получить спекулятивный [спекуляция — философское умозрительное построение — Ред.] тип знаний об окружающем мире. Таким образом, формируется необходимый набор знаний, позволяющий человечеству однозначно понимать и описывать окружающий мир.
Наличие общепланетарного кризиса требует, чтобы любые теоретические рассуждения были нацелены на практическое решение существующих проблем. С этой целью учеными Международного института информации биосферы совместно с учеными МГУ были проведены работы по созданию системы знаний, изучающей законы пространственного построения информационных систем, а также закономерности организации информации в пространстве.
Эта система знаний получила название — информология. Ее модели, а также метод информологического анализа информации позволили расширить сложившееся представление о формировании информационного пространства государства, а знание законов пространственного построения информационных систем дало возможность выявить ранее не учитываемые факторы, влияющие на его устойчивое состояние.
Чтобы определить место и роль любого явления, необходимо рассмотреть его в естественной или искусственно созданной системе координат. В этом случае не обязательно, чтобы эти координаты выражались только числовыми значениями. Таким образом, понимание сути явления можно достичь лишь тогда, когда оно находится в организованной среде. Во многих отраслях творческой деятельности под этой средой подразумевают пространство. Пространство, как некий носитель внутренней организации, обладает дискретностью или, иными словами, оно всегда условно замкнуто. Эта особенность позволяет ему создать в себе соответственную систему параметрических координат и обрести индивидуальность. Например, пространства городов имеют подобную организацию, но благодаря собственной системе координат город Москва отличается от города Лос-Анджелеса, а государство Россия отличается от государства США. Такое представление о пространстве позволяет дополнить сумму знаний о закономерностях исторического развития государства и предложить новые аспекты анализа этого развития.
С течением времени внутренняя организация пространства и его условная замкнутость позволяют предположить наличие в нем некоего периода преобразования информации, соединяющего две важные фазы развития государства — становление и распад.