Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Гращенков Виктор Николаевич
Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии наук

Зодчий (Леонардо да Винчи)

Монумент Леонардо да Винчи в Милане
Монумент Леонардо да Винчи в Милане

В рукописях Леонардо рядом с рисунками и записями, трактующими самые разнообразные проблемы науки, искусства, техники, можно встретить лаконичные заметки о планировке величественных соборов, городов, улиц, зданий. Эскизы укреплённых замков соседствуют с подробным описанием и зарисовками интересного по замыслу проекта «чистой» конюшни, в которой сено и вода подаются в ясли через специальные воронки. Самые сложные и самые простые художественные и технические задачи строительства в равной мере привлекают его пытливый ум. В одном из своих писем тридцатилетний Леонардо указывал: «Считаю себя способным никому не уступить как архитектор в проектировании зданий и общественных, и частных...»

Очень многое, что проектировалось Леонардо, никогда не было практически осуществлено, а то, что было построено, не дошло до нас. И всё же, на основании отдельных документальных сведений, записей и набросков самого Леонардо можно увидеть его разностороннюю архитектурно-строительную деятельность, узнать его замыслы.

Ещё в юные годы у молодого живописца появляется интерес к архитектуре и строительному делу. Он делает чертежи и рисунки различных зданий, изучает постройки Брунеллески, прославленного архитектора и инженера, одного из основоположников архитектуры итальянского Возрождения, первым ставит вопрос о соединении каналом Флоренции и Пизы. В последующие годы Леонардо руководит крупными фортификационными и ирригационными работами, участвует в числе других мастеров в конкурсе на проект купольного перекрытия строившегося в то время миланского собора, увлекается планами сооружения грандиозных каналов, очистки гаваней, перестройки городов.

В годы жизни в Милане (1482-1499) Леонардо знакомится с выдающимися архитекторами и строителями: Франческо ди Джорджо Мартини, Лукой Франчелли и Браманте, и предпринимает одну из замечательнейших своих строительных работ — перестройку и укрепление городского замка «Кастелло Сфорцеско».

Замковый комплекс Кастелло Сфорцеско
Замковый комплекс Кастелло Сфорцеско

Леонардо предполагал увенчать архитектурный комплекс Кастелло огромной дозорной башней, воздвигнутой над одним из бастионов, а крепостные башни по углам украсить куполами с небольшими шпилями. Во дворе этого замка Леонардо устанавливает колоссальную модель конного памятника Сфорца.

Одновременно Леонардо мечтает о постройке «идеального» города с удобными, красивыми улицами и площадями, украшенными арками и фонтанами, со сложной системой подземных каналов, избавляющих жителей от грязи и зловония, столь обычных для городов того времени. Такой город обязательно должен находиться на берегу моря или реки. Улицы здесь, по мысли Леонардо, располагаются двумя ярусами, причём верхний ярус, расположенный на аркадах, предназначен только для пешеходного движения. Верхние и нижние улицы в местах пересечения соединяются между собой лестницами, так что «тот, кто захочет пройтись по всей площади, может для этой цели пользоваться верхними улицами. Кто хочет идти по нижним улицам, также может это сделать».

В 1490 году Леонардо построил в герцогском саду в Милане большой круглый павильон с куполом. В другом проекте автор помещает грандиозный мавзолей на вершине холма. Круглый, опоясанный колоннадой мавзолей воспринимается как естественное завершение холма и неразрывно связан с окружающей природой. В этой естественности и заключена сила образной выразительности монумента, задуманного мастером как прославление героической личности.

Среди архитектурных набросков Леонардо можно найти интересный замысел театра, названный им «театром для проповедей». Это круглое, по-видимому, перекрытое куполом сооружение, внутри которого амфитеатром расположены ярусы мест для слушателей, а в центре — высокая кафедра для оратора.

Большое внимание уделял Леонардо вопросам строительной техники. Он изучает отдельные элементы архитектурной конструкции — фундаменты, арки, стены, балочные перекрытия, — производит расчёты их прочности. Его интересует распределение нагрузок в разных частях постройки и правильная кладка фундамента, так как «первой и наиболее важной вещью является устойчивость». Леонардо первому принадлежит требование рассматривать архитектурную конструкцию с точки зрения сопротивления материалов.

Блестящее знание строительной техники и законов механики позволило Леонардо выдвинуть необычно смелую по тому времени задачу поднятия зданий на нужную высоту. «Среди его моделей и чертежей, — писал удивительный биограф, — был один, при помощи которого он неоднократно пытался доказать... возможность поднять флорентийский храм Сан Джовании и подвести к нему снизу лестницы, не разрушив его».

Идеи Леонардо оказали огромное влияние на его современников. Не случайно многие замыслы великого мастера были осуществлены на практике другими зодчими Возрождения, которые передали наследие Леонардо последующим поколениям.

Журнал «Огонек», № 16, 1952 г.

Фотографии с сайта www.leonardodavinci.ru
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru