Углубляя и расширяя свой исторический кругозор, Рерих не оставил без внимания древнерусскую архитектуру, фреску, мозаику и иконопись. В 1894 г. начались его паломничества по святым местам. В 1895 г. он узрел Киево-Печерскую Лавру, Тайны пещер, «Стену Нерушимую». В 1898 г. написана статья по реставрации Св. Софии. В 1903–1904 годах он объехал сорок древних городов, создав во время поездки около сотни архитектурных пейзажей с изображением церквей, их красочных интерьеров, крепостей. До первой мировой войны Рерих как ученый-археолог совершал раскопки на Днепровье, Киевщине, Подолье. Отмечая упадок интереса к национальной старине, разрушение памятников, художник писал: «Мало мы еще ценим старинную живопись... Иконопись будет важна для недалекого будущего, для лучших «открытий искусства».[1]
С древней святой землей Киевщины связаны первые монументальные мозаичные произведения Рериха. В 1903 г. он получил заказ на эскизы для монументального оформления Покровской церкви в с. Пархомовка (ныне Володарский район).[2] Село принадлежало известному инженеру В.Ф.Голубеву. После его смерти наследники решили увековечить память отца постройкой храма с часовней. Ансамбль возведен в 1903-1907 гг. известным архитектором В.А.Покровским. В 1906 г. Рерих представил 12 эскизов мозаик и росписей.[3] Фресковые росписи интерьера были выполнены по эскизам мастера художником В.Перминовым. В росписях апсиды храма Рерих старается точно следовать убранству Св. Софии Киевской. В конхе апсиды изображена Богоматерь Оранта. Ниже — Евхаристия. На столбах подпружной арки — Благовещение. В эскизе росписи купола «Спас Вседержитель» почти буквально воспроизведена композиция на тему «Вознесение» церкви Св. Софии в Фессалонниках (IХ в.). В росписях интерьера Рерих предстает как внимательный ученик византийских и древнерусских мастеров монументальной живописи периода ее расцвета в IХ–ХI веках.[4] В мозаичном оформлении порталов храма он представляет уже созданные на этой мощной основе собственные произведения.
Покровской церкви в с. Пархомовка
Наибольший интерес представляют мозаики на западном портале храма на тему «Покров Пресвятой Богородицы» (4х6м) и «Спас Нерукотворный» (в тимпане над входом в часовню). В дальнейшем в своем монументальном творчестве Рерих будет развивать эти найденные в храме Покрова две основные темы. В частности, образ Спаса Нерукотворного мы видим в основе композиции мозаики южного портала Троицкого собора Почаевской лавры, «Спас Нерукотворный и Князья Святые» (1910 г.), «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами» на фасаде храма Святого Духа в имении кн. М.К.Тенишевой во Фленове Смоленской губернии (1910–1914 гг.), в эскизе стенописи для часовни Св. Анастасии во Пскове (1913 г.) и др.
Основополагающее значение в творчестве Рериха имел Образ Богоматери. Тема церкви в Пархомовке, освященной в честь Покрова Богородицы, дала мощный стимул дальнейшему творчеству мастера. Именно здесь истоки таких его программных произведений, как «Мадонна Орифламма. Владычица червоннопламенная» (1924 г.). В неосуществленном эскизе алтарной апсиды церкви Покрова — уже была также заложена реализованная позже в церкви Святого Духа в Талашкине идея и композиция росписи «Царица Небесная над рекой жизни».[5]
Самые ранние изображения Покрова известны с XIII века. Согласно православному преданию, в 910 г., во время осады Константинополя арабами находившиеся во Влахернском храме Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели Богоматерь с сонмом святых. Она распростерла свое покрывало (мафорий) над собравшимися и молилась за них. Существует два варианта изображения Покрова: московский и новгородский. Рерих взял за иконографическую основу новгородский канон. Богоматерь изображена в виде Оранты. Над ней — ангелы, помогающие держать покров. В сложении этой иконографии отразилось чудесное действо: во Влахернском храме каждую пятницу ангелы приподнимали завесу над изображением Богоматери в алтаре. В субботу утром завеса опускалась. (Большое распространение тема Покрова получила в живописи украинского барокко).
В композиции фасада храма Покрова Рерих придерживался основной композиционной схемы мозаичного убранства интерьера Св. Софии в Киеве. Центральная фигура Богоматери выделена размером и заключена в своеобразную полусферу, напоминающую алтарную апсиду интерьера. Композиция вписана в перспективную полуциркульную нишу над порталом. Вместо орнамента в мозаике Софии полусферу замыкает изображение Града Небесного — Горнего Иерусалима. В среднем ярусе на месте изображения таинства Евхаристии мы видим устремленных к входу в Царствие Небесное святых отцов — патриархов. Нижний ярус предполагает включение в эту соборн ую ие рархическую композицию православных прихожан церкви.
- [1] Рерих Н.К. По старине. // Рерих Н.К. Избранное. с. 88.
- [2] О Покровской церкви см.: Кириченко Е.И. Поиски национального стиля в творчестве архитектора В.А.Покровского // В кн.: Архитектурное наследство. Т. 21. М., 1973 г., с. 72. Горбенко Е. Памятник «модерна» в селе Пархомовка // Декоративное искусство СССР. 1970 г., № 8. с. 51. Короткина Л.В. Работа Н.К.Рериха с архитекторами А.В.Щусевым и В.А.Покровским // Музей 10. М., 1989 г.
- [3] Эскизы Н.К.Рериха к Покровской церкви были опубликованы в Ежегоднике Общества архитекторов-художников (1906 и 1909 гг.); в Золотом Руне (1907 г., № 4). Для нашего исследования большой интерес представляет эскиз Царица Небесная над рекой жизни. Синяя роспись. СР ГРМ, ф. 143, д. 10, л. 7. Репродукции, см. в указ, выше публикации Л.В.Короткиной.
- [4] М.Шмидт пишет о «стиле Рериха», основанном на глубоком изучении византийского, романского и новгородского иконописного искусства. См.: Шмидт М. Религиозное творчество Рериха // Держава Рериха. М., 1994 г., с. 161.
- [5] Неопубликованные письма 1906-1907 годов А.В.Щусева к Н.К.Рериху (ОРГТГ, 44/1518, 1519, 1520) позволили Л.В.Короткиной установить дату создания эскизов для Почаевской лавры.
- [6] Впечатляющим примером такого вынесенного на фасад (Западный портал) иконостаса является фасад Покровской церкви-мавзолея на Казацких могилах в п. Пляшево Ровенской области. Церковь построена архитектором В.Г.Леонтовичем по проекту, разработанному под руководством А.В.Щусева студентом петербургской Академии художеств В.М.Максимовым. В 1912 г. И.С.Ижакевич и группа мастеров Лаврской школы расписали интерьер и переднюю часть фасада, которая представляла собой гигантский иконостас. Такое решение было вызвано необходимостью участия в службе большого числа православных, съезжавшихся в день поминовения казаков, павших в исторической битве с поляками под Берестечком в 1651 г. На фасаде, уподобленном огромной арке изображено распятие на Голгофе. Внизу — иконостас, реставрированный в наше время замечательным волынским иконописцем А.И.Бурбелой. См.: Тарасенко О. Сучасна волинська икона. — Волинська iкона: питания icтории вивчення, дослидження та реставрацii // Матерiали науковоi конференцii, присвяченоi 90-рiччю П.М.Жолтовського. — Луцьк, 1994 г.
- [7] Иванов Всеволод. Рерих — художник-мыслитель // Держава Рериха с. 229.
- [8] Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. Киiв, 1993 г., с. 87, 148-149.
- [9] Эрнст С. Н.К.Рерих. Пгд., 1918 г., с. 63.
- [10] См.: Святой Максим Исповедник. Умозрительныя и деятельныя главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия. // Добротолюбие. — Т. 3., 1993 г. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971 г., с. 176-177. См. также: Буслаев Ф.И. Византийская и древнерусская символика. — Исторические очерки русской народной словесности и искусства». Т.Н. СПб., 1910 г.
- [11] Там же.
- [12] См.: Мифы и легенды народов мира. — М., 1982 г. («Камни», Минералы», «Небо», «Металлы»).
- [13] Святый Семеон, новый Богослов. Деятельныя и богословская главы Старца Симеона Благого вейнаго // Добротолюбие. Т. 5., Цит. по кн.: Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. Спб., 1992 г. Репринтное издание 1911 г. с. 212.
- [14] Флоренский П. Небесные знамения. // Избранные труды по искусству. Спб., 1993 г., с. 315.
- [15] Цит. по кн.: Успенский П.Д. Указ. соч. с. 203.
- [16] Рерих Н.К. Мозаика. Лист дневника Л.66, 1938 г. // Н.К.Рерих. Зажигайте сердца. М., 1990 г., с. 52.
- [17] Там же художник писал: «Каждый живописец должен хотя бы немного приобщиться к мозаичному делу. Оно дает ему не поверхностную декоративность, но заставляет подумать о сосредоточенном подборе целого хора тонов. Неправильно, когда в мозаике выкладывается картина, которая была сделана не для мозаики. В каждом эскизе нужно выразить тот материал, в котором он будет выполнен. <...> Обобщить и в то же время сохранить все огненные краски камня будет задачей мозаичиста. Но ведь и в жизни каждое обобщение состоит из сочетания отдельных ударов, красок, теней и светов».
- [18] См. об этом: Афанасьев К.Н. А.В.Щусев // М., 1978 г. Автор публикует архивные данные Государственного исторического архива г. Львова, ф.198, оп.2, св.8, д.132, 1905-1910 гг.
- [19] См.: Соколовский В.В. Художественное наследие Н.К.Рериха. Перечень произведений с 1885 по 1947 гг. — Н.К.Рерих. Жизнь и творчество // Сборник статей. М., 1978 г., с. 271. Ясиевич В.Е. Архитектура Украины на рубеже ХIХ-ХХ веков. К., 1988 г. На с. 148 ошибочно указано авторство Рериха мозаики западного портала.
- [20] Рерих Н.К. Радость искусству. с. 132.
- [21] Рерих Н.К. СREDO. Листы дневника. Л.65 - 1938 г. // Рерих Н.К. Зажигайте сердца! М., 1975 г., с. 74-75.
- [22] Шилов Ю.А. День Брахмы на Чонгаре. // Вокруг света, 1991-МЗ. с. 40-44.
- [23] Рерих Н.К. Право входа. 1923 г. // Рерих Н.К. Избранное. с. 218.
- [24]
Об этом пишет и С.Маковский: «Мистичность Рериха, можно сказать, полярна врубелевской мистичности. В "ненормальном", неприспособленном житейски тайновидце Врубеле все человечно, психологически заострено до экстаза... В творчестве исключительно "нормального"... Рериха человек или ангел уступают место изначальным силам космоса, в которых растворяются без остатка».
Маковский С. Рерих и Врубель. // Указ. соч. с. 93.