Таким образом, Рерихи утверждают, что Иисус Христос — это один из Великих Учителей Света, ведущих человечество по пути совершенствования, давший своё Учение — Учение Любви и Милосердия. И тем печальнее, что «жизнь Христа стёрлась. Его чарующий, трогательно жизненный Облик оказался застеклённым, заграждённым, закованным в золотые ризы. Народы утратили связь с Его земной жизнью, Его Словом, проникнутым такой любовью и такой тоской, что даже простое Слово Его останется не понятым и не принятым».[8]
Чтобы восполнить эти потери, в первой части одного из последних томов Учения Живой Этики — «Надземное» — включены забытые и неизвестные страницы жизни Великого Путника — Иисуса Христа.
Споры о том, был ли в действительности такой человек, ходил ли по Земле, до сих пор не утихают, хотя существует немало свидетельств Его жизни. Некоторые из них можно почерпнуть из античных литератрурно-исторических произведений. Но прежде чем привести их, следует упомянуть, что в ту пору отсутствовало книгопечатание и это ограничивало число рукописей, впоследствии большей частью утраченных. Кроме того, было бы странным требовать от античных авторов особого внимания к такому незначительному в их глазах факту, как кратковременная (около четырех лет) деятельность некоего Учителя в глухой восточной провинции Римской империи. Тогда повсюду странствовали проповедники, и Христос, с их точки зрения, ничем не отличался.[9]
Следовательно, римские и греческие писатели должны были упомянуть о нём лишь тогда, когда христианство заявило о себе как о массовом движении, то есть приблизительно через тридцать лет. И действительно, в 64 г. н.э. в Риме начались гонения на христиан. До этого, скажем, философ Сенека вряд ли слышал о нём, а Тит Ливий и Никола Дамасский умерли ещё до начала проповедничества Иисуса Христа.
А теперь сами свидетельства:[10]
1) Хотя до нас не дошёл труд Плиния Старшего, зато сохранились письма его племянника Плиния Младшего, в которых он упоминает о христианах. В I веке н.э. он управлял малоазийской провинцией Вифинией и по долгу службы ему приходилось преследовать христиан. В докладе императору Траяну он описывает христиан, их собрания, молитвы и обычаи. Говоря о молитвах, Плиний употребляет выражение «молились Христу как будто Богу». Это указывает на то, что Плиний слышал о существовании Христа-человека, в противном случае он говорил бы о «боге Христе».
2) Крупнейший римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.), рассказывая о пожаре в Риме летом 64 г., говорит, что «Нерон свалил всю вину на людей, ненавистных за их мерзости, которых называют христианами. Христос, от которого происходит это название, был казнён при Тиберии прокуратором Понтием Пилатом, но подавленное на время зловредное суеверие снова вырвалось наружу и распространилось не только по Иудее, где это зло получило начало, но и по Риму...». Ни один серьёзный исследователь не может пройти мимо такого важного свидетельства. О новом учении у Тацита сказано в грубых, полных ненависти выражениях, поэтому этот отрывок не может быть более поздней вставкой хотя бы потому, что ни у одного христианина не поднялась бы рука писать о своей вере в таком духе.
3) Другой римский историк — Светоний, живший в I веке н.э., сообщает о возникшем среди римских иудеев смятении «из-за некоего Христа».
4) Греческий сатирик и публицист Лукиан писал о христианах: «Первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу! После они стали поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам».
5) Античный писатель Цельс в своей полемической книге «Истинное слово», направленной против христианства, говорил об Иисусе как об исторической личности, называя его «казнённым вождём мятежа».
6) Заслуживает внимания ещё один документ, автором которого является сирийский мудрец Мара бен Серапион. В письме к сыну, которое датируется 75 г. н.э., он излагает свои взгляды на превратности человеческой судьбы. «Мудрецы подвергаются насилию от тиранов... Но какую пользу получили афиняне от того, что казнили Сократа — ведь возмездием им за это был голод и чума; или самосцы от того, что сожгли Пифагора — в один миг вся страна их была занесена песком и затоплена водой; или иудеи от казни своего мудрого Царя — ведь с этого времени у них было отнято царство? Однако Сократ не умер благодаря Платону, Пифагор — благодаря Герострату, а мудрый Царь — благодаря новым законам, которые он запечатлел».
Елена Ивановна утверждала, что не сомневается, вернее, знает, что Христос жил, ходил по Земле, был в Индии.[11] В книге «Сердце Азии» Николай Константинович пишет, что в Шринагаре впервые достигла их легенда о пребывании Христа в Индии. Впоследствии, во время экспедиции, Рерихи убедились, насколько по Индии и Ладаку и Центральной Азии распространена легенда о пребывании в этих местах Христа во время Его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях.[12]
- [1] Бурова Е. «Мир Огненный» № 12 (1/97), с. 25
- [2] Письма Мастеров Мудрости. М.: «Сфера», 1997, с. 12-13
- [3] Угунс. Рига, Латвийский фонд культуры, 1989, с. 4
- [4] Письма Елены Рерих. В 2-х томах. Кишинёв: «Лист», 1995, с. 229
- [5] Там же, — с. 158
- [6] Там же, — с. 229
- [7] Там же, — с. 440
- [8] Бурова Е. «Мир Огненный». № 12 (1/97), с.34
- [9] Мень А. Сын человеческий. М., ИП Ц«Вита», 1991, с. 232
- [10] Там же, — с. 233
- [11] Письма Елены Рерих. Новосибирск, «Вико», 1993, т. 3, с. 265
- [12] Рерих Н.К. «Сердце Азии», с. 22.
- [13] Письма Елены Рерих. В 2-х томах. Кишинёв: «Лист», 1995, с. 497
- [14] Там же, — с. 376.
- [15] Ветхий Завет. Бытие. 1, 26-27.
- [16] Бурова Е. «Мир Огненный» № 12 (1/97), с. 32-35
- [17] Там же, — с. 32-35
- [18] Мак-Дауэлл Д. Доказательства воскресения. М., Соваминко, 1991, с. 15
- [19] Бурова Е. «Мир Огненный» № 12 (1/97), с. 32-35
- [20] Там же, — с. 32-35