Б. Сегодня вопрос о единении настолько часто звучит на различных съездах, конгрессах, собраниях всех уровней, что вроде бы излишне повторяться на эту тему.
Л. Да, из-за слишком частого употребления многие понятия, в том числе и крайне важные, приедаются, затаскиваются, на них как бы наслаиваются грубые, низкие энергии. Мы сами не раз были свидетелями различных попыток единения, но, к сожалению, в основном неудачных.
Б. И нам захотелось разобраться, критически посмотреть, что помогает и что мешает этому процессу.
Л. Но прежде, мне кажется, нужно четко определить такие понятия, как единение и объединение.
Б. В обращении Международного центра Рерихов от 19.04.1993 г. к друзьям и единомышленникам, где разъясняется их смысл. Объединение – это всегда организационное действие, имеющее политизированную направленность, приводящую к возникновению политических «лидеров» и «учителей», что ведет к утрате первоначальной сути их общекультурного и нравственного содержания.
Особенное внимание в обращении уделяется опасности такой политизации духовных движений, где в основе уже лежит не культура и просвещение, а затягивающая многих борьба за власть. Координация работы, обмен опытом, взаимопомощь, творческая разработка оставленного нам духовного наследия, – все это не следует путать с организационным объединением.
Л. Елена Ивановна Рерих в своем письме от 24.08.1935 г. так писала об этом: «Ведь духовное единение есть, прежде всего, допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей. Желание примирения есть уже такое навязывание... Поэтому примите совет – не стремитесь к насильственному примирению, но в благостном допущении искренне радуйтесь тому, что Вам ближе».
Б. Здесь, как мы видим, все понятно. А что еще мешает в настоящее время единению, заставляя подменять истинный смысл этого понятия его суррогатом – объединением?
Л. Думаю, наша самость, ее неизжитые проявления, качества, которые не допускают даже самой возможности единения. Но нельзя в своем развитии перескочить определенные ступени и моментально оказаться на желаемом уровне. Работа над собой является неизбежным условием на пути к единению.
Б. С этим, конечно же, нельзя не согласиться. Елена Ивановна Рерих в своих письмах упоминает о соотношении такой внутренней работы с выполнением Указаний Учителей (если человек их заслужил и получает). Даже человек, чей дух неизмеримо выше существующего среднего уровня, не может продвигаться без постоянной трансмутации, преображения своих качеств. Вот как Е.И. говорит об этом в своем письме от 11.02.1929 г.
«Конечно, применяя дары указаний и возможностей, проливаемые щедрою рукою Учителя, мы многое можем сложить для возвеличивания своей личности в глазах мира, и в этой же жизни нашей исчерпать добрую карму послушания указаниям ведущих. Но что же будет отложено в истинную сокровищницу нашу, если мы не преобразим наши внутренние побуждения и чувства в самые высокие устремления? Несмотря на всю работу нашу по линии, указанной Великим Учителем, доступ к Башне будет закрыт».
Впрочем, не уходим ли мы в сторону от основной темы?
Л. Полагаю, мы углубляемся в нее. Задумайся, почему в Учении, одной из основных задач которого является созидание общины, единения людей, столько внимания уделяется разбору отрицательных качеств человека, разъясняется их вред и тормозящее, разъединяющее воздействие.