Б. То есть ряд неизжитых качеств, таких, как отрицание, осуждение, нетерпимость, раздражительность, агрессивность и еще много других делают невозможным даже начальные формы единения.
Человек же, ставший на путь, или духовно-пробужденный, попадая в энергетическое поле Учения, выявляет все свои и положительные, и отрицательные качества особенно интенсивно. Причем тем интенсивнее и острее, чем сильнее его желание идти избранным путем. Как говорил Юрий Николаевич Рерих, происходит «сгущение теней», в результате чего становится неизмеримо труднее проявлять терпимость, внутреннее равновесие, неосуждение и т.д... Драматизм ситауации состоит в том, что с одной стороны происходит утончение организма, его тонких структур, с другой, окружающая человека жизнь усугубляется становясь более напряженной, причем практически во всех своих сферах.
Л. Очевидно, что устремляясь, мы приводим в действие спящую в нас психическую энергию, которая, усиливая наши положительные качества, незримо освещает все вокруг. Но закон противодействия притягивает к свету и тьму, которая в свою очередь, выявляет в нас созвучные ей отрицательные качества.
Б. Здесь нелишне напомнить вот о чем. В XXV письме Махатм А. Синнетту рассказывается об испытаниях, которым подвергается каждый сhela (ученик). Там же объяснена роль dugpas (сужителей тьмы), которую им отводят Силы Света.
«Они [служители тьмы – Ред.] сами производят работу мусорщика, употребляя на это нескольких несчастные, искренних орудий из своей среды соn аmоге и для себялюбивых целей. Мы оставляем это нашим слугам – dugpas, находящимся на нашей службе, давая им «carte blanche» на определенный срок с единственной целью: выявить всю внутреннюю природу ученика, большинство закоулков и углов которой остались бы неясными и скрытыми навсегда, если бы не было предоставлено случая испытать поочередно все эти закоулки. Выиграет или потеряет ученик эту награду – зависит всецело от него самого».
После прочтения такого сильного комментария может возникнуть ощущение, что мы сильно сгущаем краски, нагоняем страх на читателя?
Л. Думаю, нет. Человек, по крайней мере, должен отдавать себе отчет в происходящем. Ведь самый большой успех темных заключается в том, что они убедили людей, будто их нет. И многие духовно пробудившиеся люди сначала пытаются просто не думать об этом вопросе, считая, что не думая, они не "притянут" проблем, связанных с этой стороной жизни. Часто именно уход от действительности является причиной самых прискорбных ошибок.
Б. Я бы хотел добавить, что недаром в Агни Йоге сказано, что это Учение не для слабых сердец. Здесь, как нигде, необходимо сочетание мужества, желания подвига, повышенной чуткости и тонких ощущений, которые в соединении со многими другими качествами трансформируются в мудрость сердца, в определенную степень чувствознания.
Однако, разбирая те качества, которые мешают единению, не забудем, что критиковать гораздо легче, чем созидать. Что же конкретно необходимо делать, как практически работать, чтобы приблизиться к возможности реального единения?
Л. Обязательно изживать такие качества, как отрицание и осуждение.
Б. И только? Хотя на начальном этапе без этого, разумеется, никак не обойтись. Ведь известно, что чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. А значит, нельзя осуждать другие пути и другие учения, но, исповедуя духовный канон «Господом твоим», по мере возможности помогать людям утверждаться в нравственных основах. Но вся сложность и все искусство состоят именно в том, чтобы делать это на уровне сознания каждого человека, с учетом его способностей и возможностей.
Вспоминается одно высказывание, прозвучавшее в аудитории, собравшей представителей разных религиозных течений и школ с целью единения. Выступавший сказал, что все здесь вроде бы за терпимость, за помощь, за взаимодействие, но каждый, тем не менее, считает себя более близким к Богу, к истине, и свой путь более праведным, чем у других. А пока мы в душе будем считать именно так, никакие слова и никакие уверения не сдвинут нас с мертвой точки. Для меня это выступление было самым важным итогом всего собрания.
Л. Ну, тут мы говорим о людях, идущих параллельными путями. А что бы ты, например, сделал, если твой близкий духовный сподвижник вдруг сошел с Пути и стал заниматься вещами, несовместимыми с твоей духовной позицией?
Б. Знаешь, прежде, чем отвечать на этот вопрос, я бы хотел обратиться к написанному Н.К. Рерихом.