А его ученик Каллист, патриарх Константинопольский, добавлял:
«...но не верь сему с негодованием, хотя бы то и доброе что было, прежде, чем воспросишь кого из опытных...».
Таким образом, святые советуют не торопиться с выводами, если увидим что-либо чудное — не к чему доверяться увиденному или услышанному с ходу или же, наоборот, отвергать, пока не посоветуемся с опытными людьми. При этом требуется неукоснительное послушание и следование полученным советам. Неукоснительное, ибо необычайно тяжек путь к Богу, к Учителям и на пути к Ним нас подстерегает множество бездонных пропастей и непроходимых бездн!
Итак, всем, кто усердствует в молитве, кто стремится к Богу издревле, советуется в отношении видений строго держаться аскетического правила: НЕ ПРИНИМАТЬ И НЕ ОТВЕРГАТЬ - и держаться его до тех пор, пока наставник не вынесет своего решения.
В чем суть и значение аскетического правила?
«Не принимая», человек ограждает себя от опасности демоническое действие или внушение принять за божественное; тем самым избегает опасности научиться внимать духам-обольстителям и темным учениям, воздавая божественное поклонение демонам.
Именно от незнания этого правила большинство контактеров оказываются прельщены. Обычно они сразу же первое необычное видение или же «голоса» принимают за чистую монету. А как страшно споткнуться в такой ситуации! Общаясь с темными и не подозревая об этом, такой человек все более насыщается низкими энергиями, загрязняется и тем самым все более отдаляется от Светлой Иерархии. Все это приводит к тому, что «загрязненный астральными контактами организм» не сможет воспринять высших энергий (П. 3, с. 73).
Интересен следующий случай. У одной женщины в комнате висел портрет уважаемого ею разведчика Н. Кузнецова. Как-то взглянув на него, она увидела страшное лицо, что ее очень поразило и испугало. Это видение стало проявляться очень часто. Женщина не знала, что делать. Она посоветовалась с друзьями, те порекомендовали неотступно читать молитвы, а также почистить свечой комнату. Но, несмотря на некоторое облегчение, ничего не помогло. А видение продолжало ее преследовать. Вскоре с ней случился сердечный приступ. Выздоровела, но почти сразу пропала из поля зрения ее друзей на целый год. Вновь о ней узнали от ее родственников, которые просили о помощи. За это время она сильно изменилась, стала молчаливой и скрытной, вдобавок совершенно разочаровалась во всех религиях и учениях. Но помочь ей пришлось только в одном — отправить в психбольницу...
В квартире у этой женщины был обнаружен страшный беспорядок, грязь, что явно не соответствовало ее внешнему виду: она была педагогом и всегда выглядела опрятно.
Ясно, что у нее произошло одержание, но почему? По всей видимости, из-за недостаточно ярой и последовательной борьбы с одержателем и из-за незнания аскетического правила. Хотя она и не делала конкретных выводов, не относила видение ни к Свету, ни к тьме, но этот вопрос ее все же серьезно интересовал. Также описанное явление вызывало в ней страх, который способствовал утечке психической энергии, что не могло не отразиться на ее психике. А когда может происходить такое влияние?
способным судить о необычных видениях, необходимо в совершенстве познать сущность этих чувств и качеств. А пока такого знания нет, нужно сверять свои впечатления с мнением наставника и не забывать об аскетическом правиле.
Признаками же прелести, опять-таки по Ап.Павлу, служат следующие чувства и качества, возникающие при видениях и других явлениях:
«...прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,.. вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны,.. ненависть, убийства, пьянство, бесчинство» и тому подобное.
А Преподобный Силуан Афонский о прелести писал следующее:
«...дух прелести — есть гордый дух; он не щадит человека и прочу» тварь, потому что он ничего не создавал; он действует, как вор и хищник, и путь его полон разрушения.
Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия: в нем нет — ни смирения, ни мира, ни любви, а есть холодное безразличие гордости».
По мнению Св.Отцов, гордость есть корень и основа греха, начало всех пороков. Гордость есть наитончайшее из всех темных качеств. Не всегда, далеко не всегда, у нас есть честность и мужество обнаружить его в себе.
В жизни Старца Силуана было два случая прельщения. Они очень показательны.
Первый раз это случилось, когда он был еще неопытным послушником в монастыре, на первом году монашеской жизни: