Каждый вступающий на путь духовного совершенствования подвергается в процессе жизни различным испытаниям. Эти испытания помогают выявить наши недостатки и достоинства. Одним из первых является проверка на распознавание: умеем ли мы различать истину от лжи, добро от зла, хорошее учение от плохого? Как утверждает Е.И.Рерих: «...распознавание действительности есть первое требование и условие на пути истинного ученичества...» (П. 1, 16.1.35 г.).
В особенности распознавание необходимо, когда у человека проявляются какие-либо духовные явления: видения, слышания «голосов» и т.п. Как правило, большинство людей не в состоянии верно оценивать происходящее с ними, и они не могут точно ответить на вопрос: откуда все это — от Света или от тьмы? От неумения правильно распознавать совершаются тяжелые ошибки и, нередко обманувшись, люди вступают в откровенный контакт с темными сущностями низшего астрала. Последствия этого хотя и различны, но сводятся к одному — к психическому расстройству и одержанию.
Каким же образом можно избежать этих ошибок и как распознать, где истина, а где ложь?
Ответы на эти вопросы можно почерпнуть в Учении Живой Этики, а также в писаниях Святых Отцов Церкви. Опыт святых очень богат и будет полезен всем изучающим Живую Этику. Недаром Елена Ивановна советовала в письмах своим сотрудникам читать книги «Добротолюбия», а также другие труды великих подвижников, в особенности, живших в первые века после Христа. Вот имена этих Учителей: Ориген, Антоний Великий, Макарий Египетский, Афанасий и Василий Великие, Иоанн Златоуст и др.
Давая разъяснения духовным явлениям, святые вводят в обиход понятие «прелести». Под этим понималось усвоение человеком лжи, принятой им за истину, т.е. обман. Все новоначальные послушники в монастырях предупреждались о прелести.
Кроме того, указывалось, например, св.Игнатием Брянчаниновым, что «...все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною...».
Автор указывает нам на наше несовершенство. Оно проявляется в грубости наших восприятий, нечистоте мыслей и желаний, в ошибочности суждений и поступков, в отсутствии равновесия и выдержки. Один из признаков совершенства — внутренняя гармония и самообладание. Совершенный человек, где бы он ни находился, вносит мир, радость, спокойствие. А что вносим обычно мы? Раздражение, смятение, сомнения, неуравновесие. Это говорит о нашем несовершенстве.
Неуравновешенный человек не может верно оценивать происходящие события. Если он озлоблен, то и все люди будут казаться ему злыми, а отдавшись радости, он будет восхищаться красотой мира и людей. То есть восприятие действительности у обычного человека субъективно и зависит от его внутреннего состояния. Недаром метко подмечено народом — сколько людей, столько и мнений. Но всегда ли эти мнения верны? Чаще всего — нет.
Правильному восприятию мира и людей мешают наши предрассудки, заблуждения, необузданные страсти и эмоции, грязные мысли. Они являются главной причиной всех совершаемых нами ошибок. И поэтому можно сказать словами Игнатия Брянчанинова, что «все мы находимся в состоянии прелести». Избавиться от всего этого можно только путем духовного очищения. Необходимо очистить и преобразить собственные мысли, чувства, желания от нечистых и ложных представлений. Таким образом, чтобы избежать прельщений, необходима постоянная работа над собой.
А вот что заметил св. Феофан Затворник: «Кто не в борении, кто не в подвиге, тот — в прелести...», — то есть, кто не совершенствуется духовно, тот прельщен.
В чем опасность прелести?
В «Гранях Агни Йоги» Владыка говорит: «Майя прельщения губительна тем, что извращает действительность и делает привлекательным то, что само по себе не содержит ничего привлекающего. Как только распознается тьма за внешними покровами прельщения, теряют они свою привлекательность...» (Г.А.Й. 3, 393).
Св. Игнатий Брянчанинов поучал:
«...Прелесть действует первоначально на образ мыслей: будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти».
Итак, основной вред прелести в том, что она рано или поздно может привести человека к сумашествию, одержанию и даже к смерти, как физической, так и духовной.
Теперь обратимся в более далекое прошлое и посмотрим, что говорили о прелести другие Отцы Церкви.
Св. Григорий Синаит, живший в 14 веке, писал: «Тщательно внимай, любитель божий. Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой — Христа, например, или Ангела, или другого кого — не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем, и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатляемо и воображаемо служит ко прельщению души...».