Вторая стадия, принимаемая многими за последний и окончательный метод борьбы со злом в себе, – это волевое развитие в личности противоположных положительных качеств, преодолевающее силой добра силу зла. Так человек, страдающий вспыльчивостью, развивает в себе незлобивость, человек, одержимый скупостью, приобретает качество легкости давания и т.д. Но простой закон механики нейтрализации взаимно противоположных сил подскажет, что личность теряет отчасти динамичность своего проявления, ограничиваясь этим методом преодоления зла, ибо часть ее волевого напряжения идет на погашение дурных качеств и одной своей силой она истребляет другую. Конечно, и этот метод необходим, именно, как вторая стадия проблемы, и в результате приносит личности обогащение приобретением и развитием доселе дремавших в ней положительных качеств. Но им достигается уход от зла мира, силы которого бушуют вокруг нас, теряется отчасти внутренний контакт с окружающим, и поэтому, хотя этот метод и создает светлые и доброкачественные личности, исчерпывающим задачу все же считаться не может. Каждое качество личности есть прежде всего сила, а сила – это возможность или способность, которая заложена в сознание для творческого ее проявления. Поэтому, каждое отрицательное качество есть сила или возможность, ложно направленная на неправильные объекты неправильными мотивами и изживаемая в узких рамках низкой плоскости сознания. Так, в основе каждого дурного качества заложена положительная творческая сила.
Поэтому, не подавлять эти силы должны мы, не выбрасывать возможности, как излишний сор, но преобразить их отдачей на служение Общему Благу, т.е. преобразить мотивы всей нашей деятельности и всех наших действий из узко корыстно-личных в широкий бескорыстно-творческий импульс строительства культуры. Общее одухотворение сознания преобразит и качества нашей личности в положительные творческие силы, выбрасывая которые лишь из-за неправильного их применения, – мы рискуем обеднить и обессилить свою личность. Даже пороки указывают на богатство личности и сублимированные, т.е. одухотворенные и правильно примененные – превращаются в добродетели.
<...>
И лишь сознательно прочистив и одухотворив наше сознание добровольной отдачей себя на служение идеалу, имеет смысл приступить к сублимации отдельных его качеств, взирая на них, как на способности и силы, подлежащие преображению. Так преображаются ментальные пороки, сублимируясь от прикосновения своего к духовному идеалу: сомнение – в добросовестный идейный обзор и доброкачественный анализ составляющих их мыслительных энергий; самомнение – в непреклонную веру в себя, необходимую каждому строителю; склонность к спекуляции – в гибкость интеллекта для подыскания новых комбинаций,, нужных в строительстве; изворотливость – в находчивость; лживость – в силу воображения; легкомыслие – в пластичность сознания и готовность легко менять формы труда; фальшь – в приспособляемость и умение перекладывать сознание в психику своего ближнего и т.д.
Пороки чувства преображаются: дух противоречия – в самостоятельность и независимость; податливость – в мягкость; апатичность – в терпение и кротость; авантюризм – в духовное искание; нахальство – в дерзание; упрямство – в твердость и настойчивость в достижении творческой цели; чувство собственности – в чувство ответственности; ревность – в попечение; отчаянность (хулиганство) – в целесообразную смелость; трусость – в осторожность; раболепство – в благоговение; скупость – в равновесную расчетливость; расточительство – в легкость отдачи и т.д.
Пороки темперамента: вспыльчивость – в справедливый гнев; раздражительность – в чуткость; угрюмость – в сдержанность; чувственность, доказывающая богатство творческих сил, растрачиваемых зря на низкой плоскости, преображается в огненность напряженным творчеством психическим и ментальным; лень – в спокойствие; тупое безразличие – в свободу непривязанности; склонность к азарту – в рабочий темперамент; склонность к наркозам, в основе которой – неудовлетворенность собой и окружающим, – в способность ухода сознания путем йоги в иные миры для искания там правильных путей и соответствий и т.д. Порок воли – разорванность на многочисленные желания, преображается в талантливость многообразного выявления актом целесообразного направления ее к служению идеалу.
Так преображаются, возносясь в дух, отрицательные элементы личности в то, что они на самом деле есть и чем должны быть – в качества и силы, нужные для сотрудничества в строительстве Общего Блага. Так служением идеалу вырывается жало у зла.
Для преображенного бескорыстным служением сознания понятия зла просто нет, есть силы низшие и высшие, есть энергии центробежные и центростремительные, коагулирующие и разрежающие, есть лестница Иакова Вселенской Иерархии, где каждый на своем месте и исполняет свою задачу. В крайнем случае, есть ошибки в применении сил и неправильность в проявлении творческих возможностей.
В этом преображении зла в творческие силы и возможности проявляющихся сознаний и заключается Великое Делание человека, это – цель Этического Герметизма, и Учение Живой Этики говорит именно об этой проблеме. Одухотворить сознание служением идеалу и преобразить в себе дурные качества в положительные силы – значит "возродиться", "Стать Новым Человеком", стать Сотрудником в великом Царствии Божьем Вселенной. К сознанию, взявшему на себя этот подвиг и свершившему его и, таким образом, овладевшему в себе силами "верха" и "низа", относится изречение Этического Герметизма:
"Он царствует с небом и ад служит ему".
И лишь такое сознание будет знать, как преобразить зло объективного мира в силы и возможности, служащие строительству Общего Блага, в то истинно культурное творчество, которое установит на земле Царствие Божие.