Каждый раз, когда я сидела на очередной нашей Международной конференции и слушала доклады, у меня возникали мысли по поводу докладов и размышления, вызванные теми проблемами, которых касались докладчики. Конференция последняя, посвященная Духовному образу России в художественно-философском наследии Е.И. и Н.К.Рерихов, оказалась особой в этом отношении. Вовремя и удачно выбранная тема конференции собрала на нее солидные научные силы России. По мере осмысления процессов духовно-культурных, социально-экономических и творческих, происходящих на территории нашей страны, возникали гипотезы, предположения и аргументы, подытоживая которые приходишь к выводу большой важности. Этот вывод связан с новым подходом к особенностям России XX века. Он же дает возможность по-иному осмыслить пути и энергетику нового планетарного мышления, выделив в них наиболее важные, еще не затронутые научными исследованиями моменты. Обстоятельства в России исторически сложились так, что именно в ее пространстве появились первые ростки нового мышления. Прекрасно понимая это, Елена Ивановна Рерих писала в одном из своих писем: "В мире как будто нет перемен (...) кроме того, что в благоустроенном цивилизованном мире более нет России (...) и в этом отсутствии — изменение. Ибо в своем особого рода "небытии " Россия в определенном смысле становится идеологическим сосредоточием мира. В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой истории выступил новый, не игравший доселе руководящей роли, культурно-географический мир"[1].
Фраза о том, что Россия "становится идеологическим средоточием мира" еще лет десять тому назад некоторыми трактовалась однозначно — Елена Ивановна имела в виду идеологию коммунизма. И хотя никаких подтверждений этому домыслу не было, он долгое время оставался тем околонаучным мифом, которых немало сложилось вокруг имени Рерихов.
Почему же все-таки Елена Ивановна назвала Россию "идеологическим сосредоточием мира"? В ходе работы нашей конференции эта фраза становилась все ясней, опираясь на те исследования, которые были проведены докладчиками. Определение "идеологические центр" соотносилось, в первую очередь, с моментами, связанными с формированием нового мышления, в котором Учение Живой Этики играло главенствующую и синтезирующую роль.
Конференция вскрыла одно важнейшее обстоятельство, стоящее на грани открытия, но почему-то не принимавшееся в расчет при различного рода исследованиях. Только этим обстоятельством можно объяснить ту важную роль России, о которой писали Учителя и сами Рерихи. Дело в том, что именно в пространстве России XX века случилось то, что не имело аналогии во всей доступной нам истории человечества, и что обусловило, в первую очередь, зарождение нового планетарного мышления. Во времени и пространстве совпали три революции, имевшие, каждая по-своему, планетарное значение — Духовная, социальная и научно-техническая. Казалось, что космическая эволюция свела все три вместе, чтобы земное человечество XX в. получило уникальный опыт, имело возможность их сравнить и прошла бы через весь драматизм их взаимодействия. Все три революции подводили как бы итог исторического и культурного развития нашего пятого вида человечества. Тот итог, с которого должен был стартовать в космическую эволюцию новый, шестой вид человечества. Волею космической энергетики, своей судьбы и истории Россия оказалась в фокусе взаимодействия всех трех революций, взяв на свои плечи бремя "искания истины за всех и для всех"[2]. Такой оказалась ее историческая судьба. Не мифическое избранничество, а тяжелейший труд "за всех и для всех".
Если я в своем докладе рассмотрела и сравнила две революции — Духовную и социальную, то директор Института экспериментальной физики А.Е.Акимов проанализировал основные особенности научно-технической революции. Обратив внимание на две первых революции, я несправедливо оставила в стороне научно-техническую, полагая, что она имеет чисто западное происхождение. Анатолий Евгеньевич Акимов опроверг меня, приведя аргументы в защиту ее российского происхождения. Этого вопроса коснулся и С.М.Зорин в своем докладе "Левша в конце Кали-Юги". Таким образом в результате совместных усилий ряда ученых четко вырисовался треугольник революций, в энергетическом пространстве которого спрятаны все особенности и загадки процесса формирования нового планетарного мышления и тайны предстоящего витка космической эволюции человечества планеты Земля. Этот плодотворный итог нашей конференции открывает новую перспективу в изучении взаимодействия всех трех революций и дает возможность увидеть глубже и сам Космический эволюционный процесс, идущий в России. Трехчленная формула российских революций помогает ясней и шире понять роль науки в ходе эволюционного синтеза наступающего витка Космической эволюции. Научная мысль присутствует и в Духовной революции и в научно-технической, являясь как бы соединительным мостом обоих пространств в эпоху замены религиозного вида мышления на научное, каковым является наше время. Взаимодействие Духовной и научно-технической революций порождает явную тенденцию перехода к науке функции связи с Высшим, которая принадлежала до этого религии. Эта мысль подтверждается и тем обстоятельством, что Новое Учение Живой Этики, данное Учителями в XX веке, реализует себя не через религию, а через одухотворенную науку. Это, в свою очередь, открывает перспективы формирования новой научной методологии, имеющей в своей основе материю тонких исследований и экспериментов с высоковибрационной энергетикой миров иных измерений.
Итоги и выводы, к которым мы приходим в ходе обмена мыслями на прошедшей недавно Конференции, открывает для нас новый, и несомненно плодотворный, этап в осмыслении положений Живой Этики в реальном историческом анализе зарождения и формирования нового планетарного мышления, в котором Россия сыграла ключевую роль.
- [1] Письма Елены Рерих. T.1, Рига, 1940, стр.99.
- [2] Там же.