О Гюрджиеве
При рассмотрении данного вопроса я основывался на журнальных статьях, например, в "Науке и религии" № 9 1989 г., № 8 1992 г. и др.
Однозначно, Гюрджиев — тёмный оккультист. Это ясно видно из основ его учения. Да и его внешний вид, судя по фотографиям, говорит об этом: тяжёлый тёмный взгляд, полный подавляющей волей. (Если сравнить с портретом светлого Адепта, например, Н.К.Рериха, то разница сразу бросается в глаза. При внешней суровости лицо и глаза Н.К. излучают свет, здесь же тьма.)
Но рассмотрим основные положения учения Гюрджиева. В общем, это чудовищные нагромождения, искажающие действительность. Здесь усечённое отражение реальности переплетено с ложными выводами, являющимися, впрочем, верными с точки зрения тёмного оккультизма. С этой же точки не лишена основы и практическая часть его учения. Прежде всего разберём вопрос об эволюции человечества. По Гюрджиеву эволюция человечества до определённого момента направляется силами природы, а затем возможно только сознательное развитие. Из того, что у подавляющего большинства людей нет стремления и понимания путей развития, делается вывод, что дальнейшая эволюция человечества в целом становится невозможной. На развитие способны лишь единицы. Кроме того, даётся ложное положение, что с точки зрения космического порядка развитие человечества противоречит его задачам. Для этого он вводит фантастический элемент, будто бы "растущая" Луна, порождённая Землёй, питается энергией душ живых существ, в т.ч. и человечества. Здесь всё поставлено с ног на голову. В действительности не растущая, а разрушающаяся Луна, давшая когда-то жизнь Земле, вампиризирует как разлагающийся труп и отравляет своими эманациями живущее на Земле. Однако это не может стать препятствием эволюции. Да, эволюция человека с какого-то момента становится сознательной. Так же сознательно он может инволюционировать. Но эволюция — это не просто приобретение каких-то новых свойств и способностей, как представляет это Гюрджиев, но именно накопление и раскрытие духовного потенциала индивидуальности человека. Поэтому эволюция большинства людей продолжается по кармическому закону, хотя и значительно медленнее по сравнению с сознательным совершенствованием. Именно в эволюции, в накоплении опыта и достижении сознательного богочеловеческого, а затем и божественного состояния монад состоит смысл существования проявленного Космоса, а не в каком то бессмысленном, механическом движении. Но для тёмных не существует духовного развития, нет и эволюции, есть лишь личное развитие в смысле раскрытия каких-то сокрытых для большинства сил и способностей. Ложно истолковав Космический закон, ставится цель — ускользнуть от него, т.е. обмануть природу. Что удаётся некоторым из них, платя за это страшную цену — полное духовное разрушение.
Следующее положение в учении Гюрджиева — это представление человека машиной, все действия которой механичны, что в нём нет сознательных действий. Все его мысли, поступки, идеи, эмоции и настроения вызваны внешними причинами. Здесь человек представлен автоматом, что не может быть истиной. У человека всегда есть выбор поступить так или иначе, у автомата выбора нет. Хотя действительно, мысли и поступки большинства людей рефлекторны, и на пути к совершенствованию их необходимо поставить под контроль сознания. Это общая для всех оккультная истина.
Также частичным отражением истины является и положение о том, что душа человека не является бессмертной и распадается после его смерти, и делается неправильный вывод, что после смерти человек как индивидуальное существо полностью исчезает. Отрицая существование бессмертной духовной индивидуальности, тёмные пытаются закрепиться в смертной личности и продлить её существование на неограниченный срок. Отсюда и практика выращивания в системе Гюрджиева астрального и ментального тел, т.е. выработка их устойчивости. И последний этап, что даёт, по мнению Гюрджиева, неограниченное бессмертие, — выращивание казуального тела, иными словами прикрепление частицы высшего Манаса, связанного с личностью, к данной личности. Однако окончание Манвантарического цикла ставит предел и такому существованию. В том и состоит основное отличие Света от тьмы, что первый исходит от высшего, вечного и беспредельного и поэтому неограничен и всегда победитель. Тьма же исходит от смертной ограниченной личности, замкнутой на эгоизме и потому обречена на разрушение.
Ещё несколько слов о методе учительства Гюрджиева, приучавшего своих учеников к беспрекословной покорности. Никогда Учитель Света не будет подвергать опасности жизнь учеников ради испытания их преданности к нему и готовности выполнить все его указания. Но вспомним случай, когда Гюрджиев приказал своим ученикам стоять в русле канала в момент открытия шлюза, в результате чего один ученик чуть было не утонул. Этот случай ярко характеризует метод и сущность Гюрджиева.
Гюрджиев имел и своих последователей, к их числу принадлежал и П. Успенский. Позже он отошел от своего учителя, но печать представлений наставника так или иначе осталась в его трудах.
Конечно, по журнальным статьям невозможно составить полное представление об учении Гюрджиева, но, полагаю, и имеющиеся фрагменты наглядно показывают его тёмную суть.