В последнее время широко распространяются компьютерные или электронные копии картин Н.К.Рериха. Выпускает эту продукцию «Центр Духовной культуры» города Самары. Компьютерные копии изготавливаются по современной технологии и себестоимость их изготовления достаточна высока. Некоторые искусствоведы считают, что они с наибольшей достоверностью по сравнению с репродукциями могут передавать внешний вид картины. В процессе изготовления копий слайд сканируется и проходит цифровую обработку для получения изображения в компьютере. Цвета задает оператор, который может изменять и тон цвета. Изображение получается с помощью самописца, заправленного специальными чернилами, и выводящего штрих за штрихом всю копию на бумаге, картоне или ткани. Естественно, что цвета даже специальных чернил далеки от натуральных красок, которыми пользовался Н.К.Рерих. Не забудем, как важен цвет — ведь это определенная вибрация — в картинах Николая Константиновича. «Каждая картина Н.К., — писала Е.И.Рерих, — прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя».[10]
Отношение людей к самарским компьютерным копиям самое различное. Одни говорят: «красиво, но ведь совсем не то» и что «это не Рерих»; «да они же мертвые». Другие считают, что «лучше сделать невозможно»; «они совсем не отличаются от картин». А те, кто не видел подлинных картин Н.К.Рериха и ничего не знают о нем, могут сказать, глядя на копии, что им «не нравится этот художник». У одних людей болит голова при встрече с самарскими копиями, у других — сердце. Но многие с радостью покупают эти копии и размещают их у себя дома в кабинете или в спальне. А кому-то компьютерные копии дарятся самими изготовителями. Словом, ситуации самые разные. Есть люди, у которых сложилось четкое мнение о самарских компьютерных копиях. Так, председатель эстонского общества Рериха К.А.Молчанова говорит: «Компьютерные копии мне лично не нравятся. Первое впечатление — будто бы ты с оригиналом встретился. Но начинаешь всматриваться и видишь «Путь на Кайлас» — это какие-то лимонно-сине-желтые краски, такой прямо ядовитый цвет; «Звезда Утра» — все цвета перенасыщены. А главное, искажается не только колорит, но и наше восприятие. Значит, мы видим великие произведения искусства в кривом зеркале».[11] Директор музея имени Н.К.Рериха, вице-президент МЦР Л.В.Шапошникова: «Что собой представляют электронные копии? По-видимому, следует отметить два момента. Один момент энергетический, который мы должны себе представлять четко. Картина художника — мазок сплошной, непрерывный. Прерывность или непрерывность играют огромную роль в любой энергетической структуре. В электронной копии линия прерывистая, то есть практически она изменяет полностью энергетику картины, с которой делается эта копия. Второй момент. Одна компьютерная копия может изготовляться несколько дней. В процесс ее создания вмешивается оператор. Многие жалуются, что на выставках этих копий начинает болеть голова. Можно лишь предполагать, как действует смешение разнородных энергий, их частичное или, возможно, полное замещение. Вот то мнение, которое существует в МЦР об этих копиях».[11]
Естественно, что у каждого человека свое мнение, свое отношение к самарским компьютерным копиям. Все зависит, по-видимому, от наших собственных вибраций, от качества нашей психической энергии, от нашего чувствознания, то есть от развития нашего сердца. Ведь именно сердце подаст нам первый знак, предупреждая и защищая нас.
Необходимо научно разобраться в этом вопросе. В этом году во время проведения в нашем городе выставки картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха «Гималаи» нами был проведен эксперимент по изучению влияния картин Н.К.Рериха и их электронных компьютерных копий на человека. Для исследования были привлечены двенадцать добровольцев, которых разделили на три группы и обследовали на программно-аппаратном комплексе «Корона-ТВ».
Данный прибор в обычных условиях фиксирует газоразрядное свечение пальцев рук человека, диагностируя таким образом его состояние по методу немецкого ученого Манделя, а также строит пространственные картины распределения ауры вокруг тела.[3] Программное обеспечение позволяет количественно оценить параметры изображений, чтобы отслеживать динамику протекающих в организме процессов под действием различных внешних влияний.
Со всех испытуемых были сняты исходные ауры, после чего одна группа в течение 30 минут смотрела на картины Н.К.Рериха, другая группа — на копии, а третья группа была контрольной, все они находились в отдельных помещениях. В контрольной группе за это время не произошло каких-нибудь существенных изменений в аурах, тогда как в группах, смотревших картины и копии, изменения в аурах оказались наглядны и повторяемы.
- [1] Н.К.Рерих. Листы Дневника. Том 2. МЦР. Москва, 1995. С. 134-138.
- [2] В.М.Бехтерев. Коллективная рефлексология. Москва, «Наука». 1993. С. 480.
- [3] К.Г.Коротков. Эффект Кирлиан. Издательство «Ольга», Санкт-Петербург. 1995. С. 215.
- [4] Г.И.Кальжанова. Учение Живой Этики о радуге человеческого излучения. «Мир Огненный», №3/14,1998. С. 37-47.
- [5] От эффекта Кирлиан к Биоэлектрографии. Сборник. Издательство «Ольга». Санкт-Петербург, 1998. С. 24-45.
- [6] Л.В.Шапошникова. Весть Красоты, в книге С.Н.Рерих. «Стремиться к Прекрасному». МЦР. Москва, 1993. С. 4-20.
- [7] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. МЦР. Москва, 1993. С. 61-64.
- [8] Е.И.Рерих. Письма. Том 1. Новосибирск, 1992, 19.06.33.
- [9] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. МЦР. Москва, 1993. С. 54-58.
- [10] Источник не указан
- [11] «Мир Огненный». 1998, № 4/19. С. 75-76.
- [12] Грани Агни Йоги. Том 7. Новосибирск, 1966. §. 430.
- [13] Л.В.Шапошникова. Предисловие к альбому «Николай Рерих. Из коллекции Международного Центра Рерихов. Москва, Издательство Мировая Спираль, Ашау, Германия, 1997. С. 11-34.
- [14] Е.И.Ануфриева, В.П.Ануфриев, М.Г.Старченко. Сердце мыслит! «Новая Эпоха», № 2/21, 1999. С. 80-85.
- [15] Учение Живой Этики. Надземное. МЦР. Москва, 1995. §. 85.
- [16] В.Л.Деглин. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Издательство Женевская инициатива в психиатрии, Ассоциация психиатров Украины. Амстердам-Киев, 1996. С. 152.
- [17] Учение Живой Этики. Надземное. МЦР. Москва, 1995. §122.