Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Маточкин Евгений Палладиевич
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея Республики Алтай

Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

«Везде» - так назвал свою статью, посвященную знаку Знамени Мира, Николай Рерих. Действительно, знак этот, предложенный им для охранительного Знамени, необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов. Находя его на различных изображениях, Н.Рерих записывал свои наблюдения и считал, что "для многих будет полезно запомнить" [53, т. 1, с. 150]. Первый список был небольшой: "Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца... утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года - служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображением Святого Доминго из "Силоса" (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440)" [53, т. 1, с. 150].

Картина Н.К.Рериха «Белый камень»
Картина Н.К.Рериха «Белый камень»

Увиденное в Пекине пробудило еще целый ряд образов. "В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру... На горных перевалах нерушимо остается тот же знак. Для выражения быстроты, поспешности, нужности знак несет Конь Белый. А видали ли вы в подземельях в Римских катакомбах тот же знак?" [53, т. 1, с. 202].

В 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение. "Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях - везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить - одинаково нужны" [53, т. 1, с. 540].

"Разглядеть" и выявить во всей полноте пространственно-временное бытование знака - задача достаточно сложная. Так же непросто "запомнить" и объединить все разнородные памятники искусства со знаком Знамени Мира какими-то семантическими взаимосвязями. Соответствующие исследования пока еще очень малочисленны [28; 35]. Несомненно, ученым предстоит здесь немалая работа. В какой-то мере картины самого Николая Константиновича могут служить при этом путеводной звездой.

К произведениям со знаком Знамени Мира Рерих относил не только те, где знак изображен в своем полном завершении, но и те, на которых знак нарисован без окаймляющей окружности, и даже те, на которых три окружности разнесены достаточно далеко, как на иконах Святого Николая или Сергия Радонежского. Кроме того, в древнерусском искусстве встречается и слитное изображение кругов в виде трилистника, родословная которого также глубока.

Знак Знамени Мира появляется еще в эпоху камня. В Хакасии, в поселении Малая Сыя, датировка радиокарбонатом которого составляет 34-32 тысячи лет, В. Ларичев обнаружил небольшую каменную пластину [36, рис. 23, 24]. На ней аккуратно просверлено три круглых отверстия, образующих треугольную композицию. Как считает ученый, в начальный период верхнего палеолита производились достаточно точные астрономические наблюдения, и данная пластина могла использоваться для этих целей в качестве измерителя - визира [36, с. 78]. Обращает на себя внимание применение золотого сечения при изготовлении этого уникального произведения.

На донце глиняного неолитического сосуда из Триполья три круга в центре разделяют убывающий и возрастающий серп луны [24, рис. 23]. Различные фазы ночного светила, перемежающиеся рядом черточек, по-видимому, говорят о счете по лунному календарю. Узор же на внешней кайме из тридцати лепестков свидетельствует о солнечном месяце.

С календарными представлениями связана серия более поздних произведений, в основе которых лежит знак Знамени Мира. Протоиндийское "колесо времени" представляло собой окружность с шестью спицами, вероятно, по числу сезонов.

Другим обозначением года был сердцеобразный символ. На датированной III тысячелетием до н. э. печати изображен тур - единорог, знаменующий собой год, на плече которого начертан лепесток лотоса с тремя колесами [1, с. 88]. Известен также амулет сердцеобразной формы с тремя концентрическими кругами, передающими календарную информацию [1, с. 89].

  • [1] Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
  • [2] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.
  • [3] Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
  • [4] Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
  • [5] Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
  • [6] Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
  • [7] Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
  • [8] Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
  • [9] Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
  • [10] Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
  • [11] Банк А.В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
  • [12] Брюсова В.Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
  • [13] Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
  • [14] Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
  • [15] Голан А. Миф и символ. М., 1993.
  • [16] Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
  • [17] Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М.А.Дэвлет, М., 1990.
  • [18] Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980.
  • [19] Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
  • [20] Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.: Сов. художник, 1965, №80.
  • [21] Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
  • [22] Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
  • [23] История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
  • [24] История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
  • [25] История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
  • [26] История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
  • [27] Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
  • [28] Кашина Т.Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
  • [29] Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
  • [30] Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
  • [31] Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
  • [32] Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
  • [33] Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
  • [34] Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
  • [35] Ларичев В.Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
  • [36] Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
  • [37] Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
  • [38] Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
  • [39] Маточкин Е.Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
  • [40] Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  • [41] Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
  • [42] Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
  • [43] Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
  • [44] Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
  • [45] Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
  • [46] Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
  • [47] Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
  • [48] Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
  • [49] Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
  • [50] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
  • [51] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
  • [52] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
  • [53] Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
  • [54] Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
  • [55] Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
  • [56] Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
  • [57] Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
  • [58] Смирнова Э.С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
  • [59] Смирнова Э.С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
  • [60] Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
  • [61] Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
  • [62] Спицын А.А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
  • [64] Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
  • [65] Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
  • [66] Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
  • [67] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
  • [68] Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
  • [69] Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
  • [70] Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
  • [71] Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
  • [72] Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
  • [73] Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
  • [74] Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
  • [75] The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
  • [76] Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru