Познакомившись с Открытым Письмом СибРО «Пробный камень» (журнал «Перед Восходом», № 3, 2000 г.), мы, сотрудники Ярославского Рериховского общества, в очередной раз ощутили боль за наше Рериховское движение. Вместо стремления к единению, указанному нам Учителями, вновь проявлены разрушительные амбиции и обиды со стороны сотрудников СибРО и других рериховских организаций, поддержавших их в этом.
Рассматривая проблему в целом, в пространстве Рериховского движения, хотелось бы выделить два, как нам кажется, важных положения.
Первое. Нынешняя напряженность времени требует от всех сотрудников Рериховского движения однозначно определить роль Международного Центра Рерихов. Он создан по воле Святослава Николаевича Рериха, и каждый, осознающий принцип Иерархической преемственности, должен понять, что МЦР — это определенный Учителем фокус культурного строительства. И возглавляющая Центр-Музей им Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, принявшая доверенное ей наследие великой семьи и много лет с редкой самоотверженностью несущая в МЦР охранительную и культурно-просветительскую миссию, - не случайный человек. Те, кто еще не осознали этого, пусть прислушаются к голосу самого Святослава Николаевича в его обращении к рериховским организациям, написанном 26 апреля 1992 года в Бангалоре:
«Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой Прошу во всех необходимых случаях связываться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц без всяких на то оснований подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенный лицом, и прошу вас всех это учитывать. Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе»
МЦР как духовный магнит, заложенный Рерихами, организует разрозненные рериховские организации в единое согласованное целое. Мы убеждены, что работа рериховских обществ вне орбиты действия фокуса во многом теряет свою силу и значение. Прочное построение на едином фундаменте, соединенное цементирующими связями сотрудничества, общим видением происходящих процессов - вот насущная задача Рериховского движения. Обратимся к Учению, к книге «Иерархия».
«...При противодействии сил нужно всегда соблюдать максимум централизации. Потому сила фокуса так нужна, и каждый на посту должен сочетать свою позицию с центром; так центральная мощь будет излучать все лучи, и тени должны будут исчезнуть». (Иерархия, 151).
«...Каждое отступление от фокуса даст место вражеской стреле. Потому можно стать сотрудником только защитою великого фокуса». (Иерархия, 239).
«...Можно быть в орбите, утвержденной Иерархией, лишь когда сознание понимает, что удар в щит имени Иерарха есть удар Нам и что каждый, допускающий удар, тяжко платит. Так в единении лежит успех дел. Допущение умаления есть утверждение малодушия и отступления. Объединение есть чудесный огонь!» (Иерархия. 361).
Теперь обратимся к позиции СибРО по отношению к МЦР. Она была известна нам и ранее из горького опыта общения с ними, но так открыто на страницах журнала «Перед Восходом» высказана впервые. Ну что ж, как писала Елена Ивановна Рерих, «выявление ликов есть очищение пространства» («Письма в Америку», т. 1, стр.382).
Как нам известно, в СибРО проводится много занятий по изучению Живой Этики, но, к сожалению, уроки книги «Иерархия» сотрудниками СибРО так и не усвоены, как и не понят до сих пор указ Святослава Николаевича относительно роли МЦР и Людмилы Васильевны Шапошниковой.
В переписке с членами Совета СибРО мы неоднократно пытались объяснить роль МЦР как единого строительного фокуса Рериховского движения и необходимость сотрудничества с ним. В адрес Сибирского общества нами была направлена копия вышеуказанного письма Святослава Николаевича Рериха от 26.04.96. К сожалению, даже такие аргументы не показались СибРО убедительными. Хотя, разве не сама Н.Д.Спирина писала в свое время по поводу передачи наследия семьи Рерихов в МЦР: «Мы можем не знать чего-то, что знает Посланник Света, не ведать о последствиях порученного и доверенного, но он знал и ведал; и, допуская сомнение в этом, мы допускаем сомнение и в нем самом...» (журнал «Перед Восходом», «Сверху видней», №5, 1993 г.). Странно, что последующая позиция Совета СибРО не совпадает с этими сильными словами их духовного лидера.
Опыт взаимодействия с СибРО нашего рериховского общества, несмотря на болезненность и остроту, стал для нас, безусловно, укрепляющим. Хотя мы и потеряли часть сотрудников, но понимание МЦР как фокуса Рериховского движения отстояли. Более того, на практике мы убедились в значимости работы в сотрудничестве и едином направлении с МЦР. Поэтому хочется пожелать всем рериховским обществам проявлять необходимое распознавание, не поддаваться разрушительным позициям и быть верными заветам Святослава Николаевича Рериха.