Исторический процесс, в самом широком его смысле, есть основа нашей жизни, сопряженная со многими ее явлениями, такими как культура и цивилизация, духовное и материальное развитие человечества, экономика и политика и другие проявления человеческой деятельности. Самые различные уровни существования человека, начиная от самого низкого и кончая самым высокими так или иначе связаны с историческим процессом и в разной степени влияют на последний.
Осмыслить, что есть исторический процесс, во всем его богатстве, значит понять и правильно оценить закономерности и особенности развития человечества в прошлом, осознать цели этого развития в настоящем и познать основные направления нашего будущего.
Ошибки и неудачи, которые преследовали и продолжают преследовать человечество, связаны, в первую очередь, с неправильными представлениями о сути исторического процесса в пространстве и его целей во времени. Это не значит, что при верном осмыслении этого процесса, мы счастливо избежим всех ошибок и неудач и плавно без помех двинемся по широкой дороге истории. Трудности и ошибки - это праздник, который всегда с нами в этом земном мире. Преодолевая и постигая одни, мы должны быть готовы к встрече с другими. Ибо любой процесс на земле в ходе его познания будет нам всегда открывать все новые и новые свои грани. Пробиваясь же к истинной основе исторического процесса и имея определенное представление о его движении мы избежим разрушительных потерь на нашем историческом пути.
Точки отсчета для исследования исторического процесса могут быть самыми разными. Для нас, обитателей российского пространства, таковой может служить короткий и трагичный период наших последних десятилетий, отмеченный Октябрьской революцией 1917 г. Идеология, созданная в эти годы в России, основывалась на марксистской философии или диалектическом материализме, на бесплодной почве которого и возрос исторический материализм, ставший на долгие годы единственной теорией, объяснявшей исторический процесс так, как его представляли себе создатели этой теории. Движение и развитие такого процесса объяснялись изменениями в «способе производства» и «производственными отношениями». Все остальное, в которое входили культура, человеческий дух, творчество, как таковое, и многое другое, составляло надстройку исторического процесса, учитывая которую было не обязательно. Данный подход свидетельствовал о прямолинейном, я бы сказал еще, - двухмерном понимании такого сложнейшего понятия, как материя.
На основе философии «способа производства» сложилось и учение о социально-экономических формациях, составлявших согласно этой философии основу самого исторического процесса, и определялись формы и типы классовой борьбы. Из этих главных установок исторического материализма выводились различного рода «закономерности» и «законы» истории, которые не имели никакого отношения к исторической реальности, а скорее являлись политическими моментами, оправдывающими то или иное действие очередного вождя и учителя.
Искусственные идеологические схемы истмата были как бы политической декорацией, за которой, неуклонно и объективно, протекал действительный исторический процесс, глубокому осмыслению которого в пространстве России мешала все та же «декорация».
ХХ век оказался переломным временем для планеты и человечества в целом. Этот век стоял на пороге грандиозных изменений, связанных с космической эволюцией человечества и приближением нового витка этой эволюции. Наше столетие является итогом исторического и эволюционного развития человечества не менее, чем за три тысячелетия. Накопленная за это время энергетика вылилась в ряд социальных потрясений, отразилась в «научном взрыве», сформировавшем новую модель Вселенной и иные подходы к исследованию последней, наполнила новым содержанием философскую мысль, нетрадиционные построения которой легли в основу нового мышления планеты. Такой выдающийся ученый, как В.И.Вернадский, который прозревал складывающиеся новые тенденции в эволюции и историческом развитии человечества, писал о судьбе марксистского диамата и истмата следующее: «Трудно сказать, удастся ли им долгое время, оставаясь живыми, стоять на базе научных достижений старого времени, при той коренной ломке, какой подвергается научная картина Космоса»* Вернадский увязывал, и совершенно справедливо, космические исследования с изменением взглядов на все процессы и явления, связанные с земной действительностью. Марксистский диамат и истмат, уходивший корнями в ХIХ век, в новую научную картину Космоса не укладывается.