Выдающийся английский историк и социолог, разрабатывавший теорию циклического развития мировых цивилизаций, Арнольд Тойнби, писал о Рамакришне: "Его религиозная деятельность и опыт являлись исчерпывающими в той степени, которая, возможно, никогда до этого не достигалась ни одним другим религиозным гением ни в Индии, ни где бы то ни было". Махатма Ганди заявлял: "Рамакришна был живым воплощением Божественности". Рамакришна не создавал нового Учения, но он синтезировал очищенные основы мировых Учений, утверждая потенциальную божественность каждого человека и выступая при этом за отказ от религиозных, национальных и кастовых предрассудков, пагубно влиявших на Индию. Рамакришна проповедовал великое божественное Единство жизни, проявляющееся через бесконечное многообразие ее форм. В Индии всеобщее признание святости пришло к Рамакришне при жизни. Тысячи людей разных сословий, каст и религий, от неграмотных крестьян до самых признанных ученых, шли к нему за наставлениями, советом или за благодатью присутствия рядом с ним.
"Жизнь Шри Рамакришны была удивительным источником света, в озарении которого можно действительно полно и истинно постичь самую суть индуистской религии. Он был объектом, изучая который можно было получить все знание, данное в теории Шастр и Писании. Он показал своей жизнью то, чему Риши и Аватары в действительности хотели научить мир. Книги - были теорией, Он был живой реализацией. Этот человек за свои пятьдесят один год прожил тысячи лет национальной духовной жизни и, таким образом, поднялся до того, что стал объектом изучения для будущих поколений" (Вивекананда. "Письма к Аласингу").
Постепенно вокруг Рамакришны возник круг учеников и преданных людей.
Самым известным из его учеников был Свами Вивекананда (1863-1902), который наследовал от Учителя духовные права на продолжение его дела.
Будучи реформатором индуизма, он, много веков после Шри Шанкарачарьи, выражал чистые основы самой древней религии в мире - веданты. Всемирная известность пришла к Свами Вивекананде после его сенсационного выступления на Всемирном Парламенте религий в 1893 году в Чикаго.
В августе 1886 года в Индии был создан монашеский Орден Рамакришны, а в следующем 1887 году была основана Миссия Рамакришны; Белур-Матх - центр всемирного движения, сочетающего религиозную практику и социальное служение, орден и миссию, - находится на берегу Ганга недалеко от Калькутты.
Традиционные корни, питающие движение, уходят в глубь веков. Не случайно Свами Вивекананда писал: "Орден, к которому я принадлежу, мы называем саньясинами. Слово это означает "человек, который отрекся".
Это очень, очень древний орден. Даже Будда, который жил за 560 лет до Христа, принадлежал к этому Ордену. Он был одним из реформаторов Ордена. Какая полнота, какая древность. Вы найдете это, вернувшись назад к Ведам, древнейшей книге в мире... Орден не есть церковь, и люди, вступившие в орден - не священники. Существует огромная разница между священниками и саньясинами в Индии. Священство в Индии, подобно другим занятиям в социальной жизни, является наследственной профессией... Саньясины не имеют собственности и они не женятся. И между тем, это не организация. Единственная связь - это связь между Учителем и учеником - и это особенность Индии. Учитель не является человеком, который приходит, чтобы учить меня, и я плачу ему, пока обучение не закончится. В Индии это действительно подобно усыновлению. Учитель больше, чем мой собственный отец, и я его настоящий ребенок, его сын во всех отношениях. Я обязуюсь ему послушанием и почитанием прежде всего, даже больше, чем собственному отцу, потому что отец дал мне мое тело, но он, Учитель, показал мне путь к спасению. Он более велик, чем отец. И мы несем эту любовь, это уважение к Учителю всю жизнь." (Вивекананда. "Моя жизнь и миссия").
Миссия Рамакришны имеет в настоящее время более 130 отделений в самой Индии и за границей.
Изречения Свами Вивекананды
"Только такая работа, которая раскрывает нашу духовность - есть работа. В то время, как работа, направленная на достижение материальных интересов - не есть работа...
В этом Воплощении атеизм будет разрушен мечом Знания (Джнана), и весь мир будет объединен посредством Божественной Любви (Бхакти и Према). И повсюду в этом Воплощении Раджас, или желание славы, личной известности должно быть отброшено, должно исчезнуть навсегда. Другими словами, да будет благословен каждый, кто самоотверженно работает без желания славы и имени, независимо от того, принимает он Бога, или нет. Это уже не имеет значения... Нет никаких шансов для блага мира до тех пор, пока положение женщин не будет улучшено. Не может птица летать при помощи только одного крыла...
Ни одна великая работа не может быть сделана посредством насилия. Только посредством любви, страстной преданности Истине, невероятной энергией - все препятствия преодолеваются. Поэтому мы должны продемонстрировать все эти качества..." (Вивекананда. "Письмо С. Рамакришнананде". США, 1895).