"Это значит, мы должны показать духовность индусов, милосердие буддистов, деятельную любовь христиан, братство магометан в нашей собственной жизни."
"Мы начинаем универсальную религию, здесь и сейчас", - сказали мы, - "не будем ждать". (Вивекананда. "Моя жизнь и миссия").
"Хотя все религии в сущности своей сходны, они должны иметь различные формы, сложенные непохожими обстоятельствами среди различных наций." (Вивекананда. "Душа, Бог и религия").
"Многое было сказано об общем деле религиозного согласия. Я не отваживаюсь выдвигать какую-то собственную теорию. Но если кто-то из присутствующих здесь надеется установить триумф какой-либо одной религии за счет уничтожения других, то я скажу ему: "Брат, это - безнадежно". Разве я хочу, чтобы христианин стал индуистом? Боже упаси! Разве я хочу, чтобы индуисты и буддисты стали христианами? Боже упаси!
Семя бросают в почву, в стихию воды, воздуха и земли. Разве семя превратится в землю, воду или воздух? Никогда. Оно разовьется по законам своего собственного естества, впитает воздух, землю и воду, превратит их в субстанцию растения и станет растением.
Точно так же и с религией. Христианин не станет буддистом, и буддист не станет христианином. Но каждый должен проникнуться духом других религий, сохраняя собственную индивидуальность и возрастая в своей собственной религии... Святость, чистота и милосердие не являются исключительной собственностью какой-либо одной церкви, и каждая религия сформировала мужчину и женщину самого возвышенного характера. И, если вопреки очевидности, кто-то мечтает о будущем исключительно для своей религии за счет уничтожения других, я жалею его от всего сердца. Ибо, несмотря на все противодействие, близится время, когда на знамени каждой религии будет начертано: "Взаимопомощь, а не борьба", "Мир и согласие, а не вражда", "Созидание, а не разрушение". (Вивекананда. "Всемирный парламент религий").
Директор Института Культуры - гость музея им. Н.К.Рериха
Свами Локешварананда - директор Института Культуры Миссии Рамакришны в Калькутте. Свами - один из самых уважаемых монахов Ордена Рамакришны. Этот удивительный человек сочетает в себе богатство духовного опыта и открытость навстречу людям, он несет им это богатство совершенно бескорыстно, и плоды такого служения людям налицо: в Индии его имя произносят с великим почтением и любовью. При активном участии Свами Локешварананды при Миссии были открыты и действуют многочисленные учебные заведения, больницы, уникальная академия для слепых мальчиков, а культурная и миротворческая деятельность Свами заслуженно почитается и в Индии, и за ее пределами.
Недавно Свами Локешварананда четвертый раз посетил Россию. Находясь в Москве, он побывал в Музее им. Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. В стенах Музея он прочел лекцию о работе Миссии и беседовал с многочисленными сторонниками рериховского движения, пришедшими послушать его. После лекции специально для журнала "Мир Огненный" Свами любезно согласился ответить на несколько вопросов.
- Свамиджи, что представляет собой Миссия Рамакришны в наше время?
- Говоря о Миссии Рамакришны, надо помнить, что это очень маленький монашеский орден. Вы даже не представляете себе, как он мал: в численном отношении нас всего 1200 монахов, включая 20-летних и 90-летних. И все-таки его нельзя игнорировать, это что-то уникальное. Если вы представляете истину, вы сильны, несокрушимы, и никто не может сопротивляться вам. Сила исходит из правды, а не от денег, не от человеческой власти. Давным-давно индийские ри-ши говорили: "сохранится одна истина", и Миссия Рамакришны - это та организация, которая идет в поиске истины. Эта организация пытается понять истину, реализовать ее, и помочь другим сделать это.
Миссия Рамакришны открыта для всех: индуистов, мусульман, буддистов - всем добро пожаловать в Миссию! Среди нас есть и монахи-христиане. Миссия не ограничивает свое служение, направляя его лишь в отношении индуистов. И это что-то уникальное: представьте себе весь спектр национальностей, религий, разных культур, которые сошлись вместе под покровом Рамакришны. Как известно, Рамакришна практиковал разные религии. Он был прирожденный индуист, но практиковал также и ислам; он любил Христа и медитировал на Него, а также имел видения Христа и Мохаммеда.
- Н.К.Рерих ставил в пример взаимоотношений учителя и ученика Рамакришну и Вивекананду, как уникальный опыт преданности и созвучности сердечных устремлений. Он говорил и о том, что благая весть Рамакришны чрезвычайно актуальна в наше сложное время...
- Рамакришна учил чему-то всеобъемлющему. Нельзя сказать, что он был только этим-то или тем-то, он был всем. Всем, что чисто, прекрасно, хорошо.
Рамакришна - это общая сумма всего, чему учили пророки прошлого. Как сказал Ромен Роллан: "Он - общая сумма всех религиозных учений и практик". И если Рерих любил Рамакришну, то именно из-за этого отношения всеохватности, всеобъемлемости.