Раскрытие "Духовного образа России" на нынешней Конференции в значительной степени шло на фоне наиболее крупного и основательного доклада Л.В.Шапошниковой "Формирование нового мышления и Россия". Переосмысливая широчайшие духовные и философские пласты российской истории, она создает новую концепцию тех процессов, которые в XX столетии складываются в пространстве России.
Провозглашая центральную идею о том, что "Дорога России лежит на путях Духовной Революции", ученый подробно определяет целый ряд процессов, предшествующих и сопутствующих выходу на это магистральное направление. "Через это пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия Духа и Материи, острейшей борьбы между Светом и тьмой. Несмотря на все усилия этой тьмы идет наступление Духа на косную материю и расширение пространства Духа. Дорога России к своему храму, к истинному Новому Миру, в строгом научном, эволюционном понимании этого слова, лежит не через чужие обольщающие блага, а через эту магистраль. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве. Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющую материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия".
Суть Духовных революций составляет изменение мышления и сознания, а это длительный и многотрудный процесс, уходящий своими корнями в глубину веков. В докладе прослеживается эволюция этого уникального явления с давних времен возникновения русского странничества и формирования мессианского сознания. "Такого интенсивного духовного процесса не знала ни одна страна мира на протяжении последних веков нашей истории".
Органичным выражением глубинной сути русского пути Л.Шапошникова представляет образ "Странника Светлого Града" с одноименной картины Н.К.Рериха.
"Светлый Град был символом того Царства Божьего, о котором говорил и Христос, и его апостолы, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий. Светлый Град породил в сознании народа идею духовного подвига во имя ближних и дальних своих... Странники Светлого Града были тем духовно опережающим элементом, который содействовал в огромной степени продвижению народа в том пространстве, где действовала Космическая эволюция человечества..."
"Мессианское сознание, драгоценный кристалл русского духа, был тем магнитом, на котором эволюция стала ковать энергетику нового планетарного мышления XX века".
Осмыслению идей Н.К.Рериха на фоне философии Серебряного века посвящен доклад Л.И.Крашкиной ("Образ России в философии Серебряного века и творчестве Н.К.Рериха"). По ее мнению, именно на рубеже XIX-XX веков исконно русские вопросы "что делать?" и "кто виноват?" зазвучали особенно остро. Опираясь на взгляды Бердяева, Соловьева, Трубецкого, Розанова, Иванова, Ильина, Л.Крашкина говорит о русской идее и проблеме русского сознания, приходит к выводу об очевидном единстве во взглядах на Россию у Рерихов и философов Серебряного века. "Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией Живой Этики, которая может стать идеологией будущей России".
В докладе С.Ю.Ключникова ("Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем") проводится мысль о том, что Рерихи видели роль России в разрешении глобальных противоречий всего человечества, рассматривали ее как место решающей схватки сил Света и тьмы, старого и нового мира. "Елена Ивановна приоткрыла одну из граней этой многотрудной миссии — удерживание мирового равновесия и баланса сил, позволяющее дотянуть шаткий корабль земной цивилизации до срока без тотальных взрывов и разрушений... Россия есть страна праведников и подвижников. Своим подвигом оправдывающая назначение существования человека, Россия есть зона спасения мира, место расцвета культуры и Ноев ковчег будущей цивилизации".
Н.В.Тютюгина ("Русская культура в процессе ее эволюции в творчестве Н.К.Рериха") пытается показать русскую культуру как систему открытую, обладающую способностью впитывать и по-своему перерабатывать новую информацию даже в самые переломные и трагичные моменты истории, о чем свидетельствует и цитата из Н.К.Рериха: "О татарщине остались воспоминания только как о каких-то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татарских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах, которые когда-то знали хитрые арабские гости Великого Пути в греки".
Русская история показывает, что, несмотря на неблагоприятность, подобные отклонения от точки равновесия всегда мобилизовывали и приводили к процессу самоорганизации духовный потенциал русского народа.
Общепризнанным символом, воплощением лучших черт русской духовности и государственности является образ "Строителя земли Русской" Преподобного Сергия Радонежского, и именно разговор о нем красной нитью прошел через многие доклады, непосредственно раскрывающие тему "Духовного образа России".