В творчестве Н.К.Рериха можно выделить особую тему: наскальное искусство как весть древнейшей культуры, которой великий художник и мыслитель придавал огромное значение. В публикуемой нами статье автор рассказывает об истоках наскальной живописи и этнопалеографического творчества, об исследовательском характере творчества Н.К.Рериха, положившего начало ряду современных направлений археолого-искусствоведческих наук.
Многие исследователи отмечают тот интерес, который вызвало у Рериха наскальное искусство как проявление творческого художественного духа, присущего человеку с древнейших времен.
Предвиденные Николаем Рерихом новые открытия памятников искусства архаических эпох, его проницающий взгляд на изначальные истоки художественного творчества указывают на конвергенцию древних культур.
Он раскрыл общечеловеческую сущность древнего искусства, на его полотнах изображены реально сохранившиеся памятники этнопалеографических культур. С этой точки зрения картины Рериха, где отражены археологические сюжеты, требуют пристального изучения с позиций археолого-искусствоведческих наук и достижений исторических исследований.
Особое значение в осмыслении Николаем Рерихом древнейших пластов культуры приобретают памятники наскального искусства, в которых художник читает первое общечеловеческое слово. В них художник видит слитность человека и окружающей его природы, прямую связь духовного мира праотцов человечества с миром надвечным, без которой немыслима жизнь древних людей.
Из единения с природой вытекает мировосприятие человека как органической части космоса.
В конце XIX века наука еще находилась на пороге открытий наскального искусства Средней и Центральной Азии, еще не было обобщающих работ об изобразительном искусстве в первобытном обществе. Тем удивительней выглядит проникновение Рериха в мировоззренческую сущность древнего человека, связанную с восприятием мира как слитного единства человека и окружающей его действительности.
Поразительную логику исследователя проявляет Рерих в предложенной им классификационной схеме азиатского наскального искусства, разделенного на скальное добуддийское искусство первобытной эпохи, эпохи энеолита и бронзы, и буддийское искусство эпохи древности и раннего средневековья.
Тем интереснее осуществленный художником опыт сравнительного анализа изобразительных мотивов наскального искусства с археологическими находками. Параллелизм в явлениях искусства архаической эпохи, отмеченный в свое время Н.К.Рерихом, стал основой современного направления исторической науки, называемого конвергенцией. Это понятие означает сходство изобразительных мотивов, которое можно наблюдать в самых различных местах нахождения наскальных изображений, от Монголии и Тибета на востоке до Испании на западе, от Африки на юге до севера Европы и Сибири.
Что же характерно для этой каменной летописи человеческой культуры? Естественно, это, прежде всего, ритуальные сцены охоты, изображения тотемных животных и объектов охоты; сами охотники, подкрадывающиеся к своим жертвам. Люди изображены в масках, а иногда переодетыми в шкуры и перья. Это и понятно – искусство должно было магически обеспечить успешную охоту и обильную добычу. Но наряду с этим мы видим и элементы ритуально-обрядового действа, сцены танцев, сопровождаемые игрой на первобытных музыкальных инструментах, а иногда просто под ритмические хлопки и удары.
Тема музыки как древнейшего искусства, сопровождающего человека во все времена его существования, находит свое отражение во многих наскальных картинах. Собственно музыка незримо присутствует в танцевальных сценах, отражаясь в ритмических движениях изображаемых фигур.
Идентичные образы и сюжеты тысячелетней давности в музыкальной тематике наскального искусства в различных странах Евразии – одна из сложных проблем искусствоведения. Важным аспектом целенаправленного исследования представляется выявление аналогичных устойчивых формул, возникших параллельно по законам конвергенции. Эти законы находят частичное объяснение в сходных явлениях стадиального порядка, породившие близкие решения на ранней ступени зарождения художественного творчества. Тождественные процессы находят свое объяснение как в импульсах исторического взаимодействия, так и во внутреннем единстве человеческого духа, разума и воображения, в общности одних и тех же психологических побуждений, в наличии некоторых стереотипов мышления в отражении природы в человеческом сознании, присущих людям разных стран и эпох.
В разработке поставленной проблемы первобытной музыкальной археологии важно первоначально выделить кочующие сюжеты, повторяющиеся образные формулы, сходные типологически, которые характеризуют явления конвергенции стадиально сходных этапов в развитии первобытного художественного мышления.. Универсализм древнейших образов и понятий, их типологическое сходство, представляется как отражение общности корней первобытного творчества, основанного на единстве исторического процесса, охватывавшего Евразию.
- * Подобные мечи – двухлезвенные, клиновидные с перекрестием и прямым навершием появились в III веке до н.э., были наиболее характерны для первых веков н.э. и сохранились в раннем средневековье (V-VII в.в. н.э.)