Ту же мысль как бы подхватывает и Н.А.Зальцман ("Учение Живой Этики и духовный облик России"). "...Лучшие черты русского народа — общинность, открытость, подвижничество, незлобливость, добросердечие, прекрасно отвечают будущему человечества. Широта души народа, внутренняя потребность отдавать породили те энергии, которые позволили Рерихам заложить магниты, гармонизирующие пульс планеты на будущие тысячелетия, именно в России".
В докладе реализуется попытка увидеть те конкретные элементы Учения, которые определяют новый облик России.
Опираясь на последние достижения информологии — системы знаний, изучающей законы пространственного построения информационных систем, — В.С.Мокий ("Особенности информационного пространства России") показывает, что энергетические процессы, происходящие на планете, имеют прямую привязку к территориям государств и других образований, а соответствующее пространство России обладает целым рядом отличительных особенностей. Так, например, экспериментально доказано, что система русских православных храмов (их расположение, размер, архитектура, символика и т.д.) представляет собой структуру мощных энергетических центров, и к тому же своеобразно сплачивает и дисциплинирует людей.
Развивая гипотезу о связи сознания территории с народами, населяющими их, А.А.Березин ("Некоторые элементы творчества Н.К.Рериха как отправные точки для научного моделирования будущего развития России") пытается показать, что экономическое и политическое состояние, в частности, США, СССР и СНГ является "результатом взаимодействия сознаний горных массивов, внутренних морей, рек, лесов с сознанием людей". Причем особенно подчеркнут тот факт, что и с этой точки зрения наследие Рерихов обретает особенное звучание, т.к. оно "раскрывает чрезвычайно высокое духовное значение связи сознания людей с Космическим сознанием и такими структурами, обладающими сознанием, как горы, океаны, реки".
В.В.Аксенов последовательно развивает идею о том, что Духовное возрождение человечества возможно лишь после изменения экономических приоритетов его развития на духовно-нравственные. При этом наиболее реальным представляется путь принятия нового направления в одной стране, которой, по мнению докладчика, и является Россия. В.В.Аксенов приводит программную концепцию нового пути для России.
Экономические аспекты великой миссии нашей страны анализирует И.С.Медина ("Экономический поиск России — реальная возможность перехода человеческого общества к качественно новому уровню на рубеже XXI века"), считающая, что именно России предстоит дать миру новые экономические, политические и иные системы, ориентированные на максимальную реализацию человеческого потенциала и создание новой цивилизации. А этой цели невозможно достичь без преображения самого человека. В противном случае "все попытки отвратить надвигающуюся катастрофу путем экономических, политических и иных частных преобразований общества будут сведены на нет эгоизмом и потребительством людей, их осуществляющих".
Среди других докладов, прозвучавших на конференции: "Древнерусские традиции и идеи синтеза в творчестве Н.К.Рериха" Е.П.Маточкина, "Радость искусства" И.Фаустинелли, "К вопросу об исследовании работы Н.К.Рериха "За морями земли великие" Л.И.Гладковой, "Посещение Рерихом Сибири и Алтая как открытие пространственного шлюза" Н.А.Макиенко, Е.В.Ружицкой, Н.В.Протасевич, "Харбин — "Атлантида" русской культуры" К.И.Новосельского, "Агни-Йога и синергетика" В.Г.Буданова, "Латвийское общество Рериха и Новая Россия" Г.Р.Рудзите, "Облик Новой России в творчестве Н.К.Рериха и Р.Тагора" А.Н.Гнатюка-Данильчука, "Духовный образ врача России" Н.Я.Борисовой, "Проблемы сознания в современных работах отечественных ученых" А.В.Московского.
В ходе заседаний и в кулуарах конференции состоялось немало дискуссий, своеобразным центром которых стали доклады Д.Энтина и С.Ключникова. Они выделены в журнале в отдельную рубрику "Полемика конференции" и содержат комментарии, составленные в т.ч. на основе многочисленных выступлений.
Логичным завершением конференции стало проведение круглого стола, в ходе которого некоторые докладчики и многие из присутствующих в зале попытались раскрыть тему формирования сознания в контексте национальных особенностей этого сложнейшего процесса, еще раз призвали к возрождению и сохранению культуры. Ведь как повторил вслед за Н.К.Рерихом М.Чирятьев, сейчас человечество проходит самое главное испытание — испытание восприятием культуры. А призыв А.Яншина сформулировал как бы вытекающую из этого своеобразную цель. "Нам нужно на основе Живой Этики и других близких концепций выработать в нашей стране поколение граждан, для которых духовная жизнь будет главной ценностью существования".