Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Крашкина Л.И.
Кандидат философских наук,
преподаватель экономико-лингвистического колледжа

Образ России в философии Серебряного века и в творчестве Н.К. и Е.И. Рерихов

"Потенциал русской души велик, — писала Е.И.Рерих,— но сейчас потенциал этот в большинстве случаев глубоко захоронен. Пока что нам приходится сталкиваться с проявлениями невежества и со страшным самоедством, этим первым доказательством низкого уровня сознания, лишенного всякого синтетического вмещения". (Рерих Е.И. Письма. - В 2-х т.т. - Минск, 1992. - Т.2. - с. 281). Среди недостатков русского характера Н.К.Рерих отмечал нерешительность, боязливость, избегание личной ответственности. "В нашей русской жизни, — писал Рерих, — слишком много страха.... Мы легко примиряемся с тем, что нам что-то не суждено. Мы боимся заглянуть вперед. Боимся обернуться назад в беспредельную, поучительную жизнь, нужную для будущего. Пора перестать бояться темноты и призраков, в ней живущих. Все-таки я верю, что Россия, неожиданная, незнаемая Россия, готова для бодрой культурной работы". (Рерих Н.К. Россия. - М., 1994. - с. 25).

В творчестве Рерихов содержится мощный призыв к воспитанию в русском человеке личной ответственности. Е.И.Рерих писала: "Пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто мог бы простить ему его грехи или воздать по заслугам, и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью. Внедренная в сознание безответственность стала уже наследственной. Чтобы спасти человека от гибели, необходимо дружными усилиями светлых умов пробуждать омраченное сознание". (Рерих Е.И. Письма. Там же. Т.2. - с. 281). Будущее России и всего человечества Рерихи связывали с формированием нового мышления. "Самой насущной задачей, — писала Е.И.Рерих, — встающей сейчас перед человечеством, является именно, синтезирование духовного с материальным. Новые достижения в науке, новые исследования и нахождения законов психической энергии потребует нового проникновения и понимания мира субъективного или мира духовного". (Рерих Е.И. Там же, с. 178).

Размышляя об особенности русской культуры, Рерихи всегда отмечали единство культурного многообразия России. Задачу национального гения Е.И.Рерих видела в том, "чтобы претворить и пропустить через свое сознание достижения всех народов страны, именно, дать свой синтез этого конгломерата творческих выявлений.

Народы и страны должны научиться охранять основу своего характера, своей индивидуальности, развивая и обогащая ее всеми цветами.... Но всякая насильственная обособленность в наш век сотрудничества и объединения — пагубна. Но не за горами и следующая ступень, когда целые страны начнут стремиться к культурному, духовному сотрудничеству и обмену, внося каждая свой цветок достижения. Вот к этой ступени зовет и готовит нас "Учение Живой Этики". (Рерих Е.И. Т.1, с. 211-212).

Рерихи передали человечеству "Учение Живой Этики", которое содержит синтез древних философских знаний и современных научных воззрений. В нем дано обоснование этических принципов как основы бытия, как проявление космических законов в человеческой жизни. "Живая Этика" содержит практические методы духовного совершенствования, суть которых сводится к воспитанию активной самостоятельной жизненной позиции, осознанию нравственной ответственности за свою деятельность. Н.К. и Е.И. Рерихи в своем творчестве аккумулировали идеи восточной и западной культуры. Своей жизнью они доказали не только возможность культурного синтеза Запада и Востока, но и указали на неизбежность его для будущего России.

Единство во взглядах на Россию Рерихов и философов серебряного века — очевидно. Их объединяла не только самоотверженная любовь к Родине, ко всем проявлениям ее национального гения, но и глубокое чувство озабоченности будущим России. Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией "Живой Этики", которая может и должна стать новой идеологией будущей России.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru