Для русского самосознания характерно признание ценности лишь сверхчеловеческого совершенства и недостаточная оценка совершенства человеческого. "Так средний радикальный интеллигент, — отмечает Бердяев, — обычно думает, что он или призван перевернуть весь мир, или принужден остаться в довольно низком состоянии, пребывать в нравственной неряшливости и опускаться. Промышленную деятельность он целиком предоставляет той "буржуазии", которая, по его мнению, и не может обладать нравственными качествами. Русского человека слишком легко "заедает Среда". Он привык возлагаться не на себя и свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что должно его подымать и спасать" (Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. - с. 79). "Когда русский человек религиозен, то он верит, что святые или сам Бог все за него сделают, когда же он атеист, то думает, что все за него должна сделать социальная Среда." (Бердяев Н.А. Там же, с. 80).
Антиномичность русской жизни Бердяев видел в том, что в ней "столкнулись и смешались два потока мировой истории, восточной и западной." (Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990. - с. 32). Осуществление синтеза этих потоков культуры для России является важной задачей, решив которую, она сможет осознать себя и свое призвание в мире. В недрах России должен родиться новый тип восточно-западной культуры, способной творчески преобразить и культурную жизнь Европы.
Но чтобы исполнить свою мировую миссию, Россия должна пережить духовное обновление, "религиозную эмансипацию личности" и прийти к идее космической общественности, т.е. объединиться с мировыми космическими энергиями. Для этого русский народ и проходит ступени, поднимающие тьму к свету.
В итоге, размышления Бердяева над феноменом русского самосознания приводят его к выводу, что оно не является зрелым национальным самосознанием, оно не обладает цельностью. Дуализм русского самосознания происходит из разделенности женственного и "мужественного", пассивного и активного начал. В этом, по Бердяеву, и состоит "разгадка всех наших болезней и страданий". Чтобы преодолеть свою слабость, русский человек должен воспитать в себе личную ответственность и устремиться к духовному совершенствованию. Не ожидать "социального чуда", а во всем полагаться на свою собственную активность, не только созерцать, но и действовать. Только тогда, по глубокому убеждению Бердяева, в силе и в развитии раскроется истинное своеобразие России.
Эта же мысль проводится и в творчестве И.А.Ильина. России не быть, — считает он, — без воспитания в русском народе национального духовного характера. Это воспитание должно обращаться к духу и сердцу русского человека. "Русский человек силен тогда, когда он целен, в цельности он достигает прежде всего, и больше всего через свободу — через внутреннюю свободу любви и свободу веры". (Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. - Новосибирск, 1991. - с. 28). Ильин предлагает своеобразный кодекс чести, который должен стать неотъемлемой частью нравственного сознания русского человека. Главными ценностями в этом рыцарском кодексе чести являются: любовь, вера, совесть, чувство собственного духовного достоинства, "Сердечное видение", умение владеть собой, преданность Родине и "смертная готовность". Философские размышления Ильина о русском народе, его национальном достоинстве проникнуты глубокой верой в будущее России, история которой "есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами". (Ильин И.А. Там же, с. 30). Национализм и патриотизм русского народа Ильин рассматривал как духовно-культурные явления. Смысл предназначения России он видел не в ассимиляции чужих иноземных культур, а в развитии собственной самобытной культуры, в углублении собственного "духовно-национального лона" до того уровня, где "живет духовность, внятная всем векам и народам". (Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. - с. 245).
В творческом наследии семьи Рерихов тема русской культуры, размышления над национальной и мировой судьбой России, ее духовного наследия и будущности занимают особое место. Жизнь вдали от Родины не только не ослабила чувство любви к своей стране, но наполнила их сердца осознанием высокой ответственности за будущее России. Н.К.Рерих писал о русском народе как о великом народе, который получает огненное озарение. Этот народ обладает сильной сущностью и "ему нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания". (Рерих Н.К. Россия. - М., 1994.- с. 61). "Именно этому великому народу дано и великое слово ПОДВИГ. Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности. Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага". (Рерих Н.К. Там же, с. 47). Подвиг как самопожертвование есть результат самоусовершенствования сознания, не только личного, но и сознания народа и страны. В силу сердечной одаренности и природной доброжелательности русский народ не раз оказывал помощь другим народам, "причем помощь эта не была своекорыстной. Наоборот, очень часто страдающей являлась сама Россия". (Рерих Н.К. Там же, с. 36). Всемирность русского даяния происходит в планетарных пределах, однако, вместо признания его заслуг, русский народ подвергался незаслуженным оскорблениям. "Малейшая кажущаяся неудача вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием". (Рерих Н.К. Там же, с. 49). Тем не менее тысячелетняя история России показывает, как отторгала она многих вредителей и поработителей, а русский народ продолжал свое движение в будущее.