В редакцию журнала приходят письма, в которых читатели спрашивают как реагировать на сегодняшние политические, экономические, социальные процессы. Нужно ли участвовать в выборах в различные государственные структуры и если участвовать, то за каких претендентов голосовать. Как разобраться в сегодняшней разноголосице мнений, какие ориентиры необходимо иметь для оценки личностей, претендующих на роль лидера того или иного ранга? Все эти и многие другие вопросы мы слышим и в личных беседах, и во время встреч с самыми разными людьми.
Публикуя выдержки из книг Живой Этики, мы не претендуем на полноту и законченность данной темы. Вместе с тем мы хотели бы отметить, что личность руководителя приобретает сегодня несравнимо большее значение, чем раньше. Современные условия, сосредотачивая в одних руках огромный потенциал властных функций, многократно увеличивают значение роли такого человека. Именно поэтому качества, которыми должен обладать истинный лидер или "вождь народа", как его называет Учение Живой Этики, должны распространяться не только на руководителей высших государственных и общественных эшелонов, но и на всех, кто обладает сегодня реальными влиянием и властью.
В книгах Живой Этики приведены те нравственные ориентиры, которым должен соответствовать такой человек. Проекция этих качеств на личность руководителя, на его действия покажет, насколько он соответствует задачам эволюции, задачам нашего времени.
Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток. Кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнем, делающим общение легким. Но необходимо и другое качество со стороны самого народа - нужно доверие и сознание силы. Нужно это качество, как звено огненной машины.
Вождь
Вождь стоит на гребне, у которого нет спуска. Найти границу между противоположениями может Вождь прирожденный. Из этих тайных границ сотканы ковры победы. Каждый день, каждый час перед Вождем расстилается пряжа тайн. Вот перед ним снисходительность или попустительство. Конечно, у первого рождается второе, но между ними лежит Меч Справедливости. Ведь снисходительность от Света, но попустительство уже от тьмы. <...> Также узка грань между мужеством и жестокостью. <...> ... потому для Вождя нет ни малого, ни великого. Внимание Вождя одинаково остро во всех отношениях. Явление Вождя не спрашивает совета, но может принять совет. Вождь не знает опоздания, но он никого не задержит. Он имеет преимущество являться нежданно и может представить, сколько времени потребуется на каждый предмет. Он не огорчается клеветою, но умеет применить каждое слово. Он неподкупен, ибо не собирает земных богатств. Он знает значение звука и цвета, как врач сердец человеческих. Он умеет радоваться Истине, но отвергает иллюзию. Так путь Вождя - путь Правды .
Тяготы
Вождю не нужно завидовать, ибо он несет всю тягость жизни. Можно вспомнить, как при встрече одного Победителя старая женщина заплакала горько. Когда же спросили - откуда слезы при общей радости? - она сказала: "Уж очень мне жаль Его".
Правитель и Вождь
Могут спросить, почему говорю о Вожде, а не о Правителе? Различие между ними огромное. Правитель предполагает настоящее и как бы управление чем-то уже существующим, но Вождь являет, в самом значении слова, будущее. Он не получил уже сложенного, он ведет, и каждое его действие устремляет вперед. Правитель знает уже сложенное и законченное, но Вождь не имеет утвержденного ранее и должен привести народ к Горе Совершенства. Если тягость Правителя велика, то ответственность Вождя еще больше, но зато и Силы Превышние утверждают Свой Престол там, где есть признаки водительства. Вождь должен различать, где притворство и где искренность. Явление добродетели сердца очень отличается от насильственной угодливости, и Вождь имеет силу отличать это свойство...
Качества Вождя
... Также Вождь не должен знать месть, как одно из самых животных чувств. Некогда Вождю мстить, когда он не знает ущемления, ибо находится в постоянном движении. Также Вождь знает, что нигде не заповедан покой, как умертвление энергии. Также Вождь понимает, что сомнение не есть поиски истины. Каждый, смотрящий вдаль, устремляется к Истине, но сомневающийся оборачивается назад, и в том погибель его.
...Можно написать целые книги о магнетизме сужденного Вождя. Можно приметить, что не внешность, не голос, не богатство, но нечто иное убеждает народы. Уже не раз говорил об Огне сердца. Именно этот панцирь-магнит и привлекает, и защищает. <...> Но нужно сковать этот щит. Можно уявить этот щит лишь Сверху... <...> Напрасно думают, что наука отдаляет от Высшего Мира, она может изменить земные названия, но сущность триединая остается, как основа.
Защита. Очищение слов
Вождь знает, что он противоставлен силам тьмы. Вождь знает, что борьба с ними беспощадна. Вождь знает, как хитры уловки тьмы, но он имеет два оружия против тьмы.
Первое - личная зоркость и умеренность в жизни; второе - Общение с Силами Света, во всей Их Непобедимости. <...> Но Вождь чует Руку Водящую, и в битве является ему ощущение Руки этой или на тело сходит дуновение Благодати. <...> Вождь должен помогать народу и очищать значение смущенных выражений. Смута жизни в значительной степени происходит от смуты понятий. Значит, лучшие знатоки языка должны быть собраны, чтобы очистить значение слов.