Мы все знаем, что Рерихи любили Россию и предсказывали ей великое будущее, что они верили в большой и пока еще не раскрытый потенциал русского человека — Ивана Стотысячного, от реализации которого зависила, по их мнению, судьба России и всего мира. Но если ограничиться констатацией этих вам известных сведений и привести пышный букет цитат, то мы едва ли выйдем из круга чисто формального понимания Учения и не сможем приблизиться к сердцевине рериховского завета о России. Тем более мы не сумеем понять процессов, происходящих с Россией и русским человеком в настоящем и будущем. Чтобы осмыслить состояние России, русской идеи и русского сознания необходимо, конечно, опираться на Учение, но не только на него, но и на весь опыт национальной и мировой истории и духовной культуры, как это делали сами Рерихи, высокообразованные люди во всех областях духовной культуры. А это значит, необходимо мыслить свободно и в каком-то смысле уйти от штампов, которые, увы, нередко встречаются и в рериховской среде. Мне хотелось бы, чтобы мои слова и мысли вы воспринимали не как академический доклад, и тем более не как истину в последней инстанции, а как мое личное восприятие рериховского взгляда на Россшо и русского человека, как приглашение к свободному и откровенному разговору и свободному, может быть в чем-то нелицеприятному обмену мнениями в своем узком кругу. Убежден, что это сегодня гораздо важнее для осмысления происходящего, нежели дежурные восторги о том, каких успехов мы добились. Буду рад, если мое выступление вызовет конструктивную полемику, в которой родятся свежие современные идеи о том, что нужно делать. Надеюсь, что это выступление не будет воспринято как действие, раскалывающее рериховское движение или вносящее в него смуту. Его целостность и правильное, ясное мировоззрение рериховцев — моя цель и забота. При этом я убежден, что единомыслие и абсолютное единение в действиях и мировоззрении необходимо для нас в условиях внешней опасности и давления, как это было, например, в печально известной истории с постановлением Синода, отлучающим всех нас от церкви. Тогда, год назад я, как Вы помните, говорил совсем в другом ключе. Но сегодня, когда речь идет о внутреннем разговоре между собой, мы должны мыслить более свободно.
Я не очень люблю доклады, пересказывающие уже известное и усыпанные множеством цитат. Мне приятно, что наша конференция, насколько я могу судить из нескольких заслушанных докладов, свободна от этой манеры. Но все же позволю себе начать с одной цитаты для лучшего понимания сути предмета — Россия и русский человек глазами Рерихов. Подчеркну сразу, что говоря о Рерихах, нельзя не говорить о стоящих за ними, напитавших их дух и обнародовавших через них учение Агни Йоги Великих Учителях человечества. Потому точнее говорить о предмете моего выступления будет так: Россия и русский человек глазами Рерихов и Великих Учителей Человечества. Так вот, цитата эта принадлежит харбинскому евразийцу и последователю Рерихов, замечательному русскому писателю Всеволоду Никаноровичу Иванову, и Вы ее, конечно, знаете. Наверняка, Иванов высказал ее под высоким боговдохновенным импульсом. Я привожу ее потому, что она с восторгом цитировалась Николаем Константиновичем, полностью разделявшим каждое ее положение. В несколько сокращенном виде она звучит так:
"Россия не только государство... Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои предназначенные ей берега...
...Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света...
...Россия — не единая раса, и в этом ее сипа. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, эта свободная соборность, единство в разности; полихромия, полифония...
...Россия — это страна великого прошлого...
...Россия грандиозна, Неповторяема. Россия — полярна. Россия — мессия новых времен. Россия — единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни".
Чем интересна для нас эта цитата? Тем, что она ясно показывает, что есть для Рерихов Россия! Это прежде всего огромный всевмещающий мир, не просто государство, но океан, континент, объединение народов, величайшая светоносная и в то же время мирная империя, империя духа и света, аналогов которой нет и которая неповторяема. Можно привести множество высказываний Николая Константиновича и Елены Ивановны,
которые другими словами и по другому поводу подтверждают эти мысли. В статьях Николая Константиновича Россия предстает Державой Света, Богоносной страной с великой Миссией. Елена Ивановна приоткрыла одну из граней этой многотрудной миссии — удерживание мирового равновесия и баланса сил, позволяющее дотянуть шаткий корабль земной цивилизации до срока без тотальных взрывов и разрушений. Земли России, особенно ее азиатские части, Учение рассматривает как мировой заповедник и главное место спасения будущей шестой расы. Территория, занимаемая Россией, уникальна по многим факторам — здесь можно сказать и о географии, то есть срединном положении нашей России на Евразийском континенте, в результате чего она занимает совершенно особое место в мире между Европой и Азией, и о культурно-исторической особенности этого российского мира, и о сакральности многих зон российской территории (Учение говорит о Сибири, Алтае, Кавказе, Туве), местах, где согласно преданиям, заложены высшие магниты. Рерихи видели в России некое средоточие мировой истории, место решающей схватки между силами Света и тьмы за истинное Учение, или, как сказал Юрий Николаевич, между старым и новым миром. Россия есть страна-держательница ноши мира, носительница бремени планетарной кармы. Россия есть страна, развернутая в большей степени не на Запад, а на Восток и при всех своих заблуждениях и ошибках руководимая или во всяком случае не оставляемая Иерархией Света, Матерью Мира (или, говоря христианским языком, Пресвятой Богородицей) и ее духовным небесным покровителем и протектором Преподобным Сергием Радонежским. Россия есть страна великого народа, Ивана Стотысячного, народа живого, подвижного, жаждущего учиться науке истинной жизни, народа-пассионария, если прибегнуть к более поздней терминологии Льва Николаевича Гумилева. Россия есть страна праведников и подвижников. Своим подвигом оправдывающая назначение существования человека. Россия есть зона спасения мира, место расцвета культуры и Ноев Ковчег будущей цивилизации.