Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Ключников С.Ю.
Президент Центра "Беловодье",
психолог, исследователь рериховского наследия,
старший научный сотрудник Института Мировой Литературы

Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем

Сложным был рериховский взгляд и на реального русского человека как исторический психотип. Он виделся Рерихам как прежде всего двойственное существо. С одной стороны они чувствовали в нем огромный духовный потенциал, светлый полюс, о котором уже была речь, а с другой стороны существо часто ничтожное, завистливое, подверженное соблазнам со стороны сил зла, то есть особь, тяготеющую к темному полюсу. Каковы достоинства реального русского человека? Это прежде всего духовность, поиски высокой правды, совестливость, сердечность, трудолюбие, мужество, бессребренничество, терпение, терпимость и уживчивость с другими народами. Все эти черты в разных трудах Рерихов упоминаются не один раз. Среди недостатков русского психотипа Рерихи отмечали такие свойства, как лень, невежество, ограниченность кругозора, склонность к завистливо-уравнительной психологии, переходящая в самоедство и затирание других талантливых людей (вспомним цитату Хейдока, приводимую Е.И.Рерих), а также склонность к нигилизму и анархизму или, говоря словами Пушкина, к "русскому бунту, бессмысленному и беспощадному". Архетипическим олицетворением этого последнего свойства они считали образ былинного богатыря Васьки Буслаева, которому много что было дано, даже владение священным Камнем, но который в силу своего стихийного анархизма, нигилизма, неверия в Высшие силы и самоослепления утерял этот Камень согласно легенде. В этом содержится тонкий намек на возможность подобного негативного сценария в отношении всего русского народа, который рискует потерять свои данные Богом духовные сокровища.

На свойствах русского нигилизма Рерихи останавливаются особо (кстати, об этом вообще много писали русские философы — Иван Ильин, Бердяев, Лосский, Карсавин, Вышеславцев, Франк, Сергий Булгаков). Е.И.Рерих утверждала, что это свойство в разной степени присуще различным социальным слоям русских людей. Она считала, что источник национального нигилизма и слой, где это свойство концентрируется более всего — русская интеллигенция. Русские радикалы-интеллигенты, склонные к самооплеванию своей истории и национальных корней, отрицающие иерархическое начало в отличии от народа, который пусть не всегда сознательно, но все же верит в Вождя, есть худшая часть русских людей.

В этой оценке Елена Ивановна солидаризируется с Достоевским, на которого она сама ссылается, и который, как известно, написал об этом поколении террористов-бомбистов и нечаевцев роман "Бесы".

Рерихи сейчас ушли с земного плана бытия, и не оставили нам руководства — как относиться к событиям, сейчас происходящим в России, как надо их понимать и каков прогноз будущего нашей страны исходя из реального положения вещей, но на то Агни Йога — творческое учение, чтобы учиться мыслить самостоятельно и делать правильные выводы.

Я часто размышлял — а как бы Рерихи оценили период перестройки, период так называемых реформ, и нашу так называемую демократию? Приветствовали бы они ее или, напротив, открестились бы от нее, или не стали отмалчиваться? Думаю, что при всей сдержанности и осторожности Рерихов, порой тщательно проговаривавших каждое слово в такой ответственный для России период решающей схватки, они все же не стали бы отмалчиваться и выступили бы вполне определенно. Незадолго до своего ухода, например, Святослав Николаевич дал небольшое интервью корреспонденту "Комсомолки" и на вопрос — нужно ли разделение Союза на отдельные республики со всей категоричностью заявил: нет, не нужно! — несмотря на то, что на его исторической родине в это время на все лады звучали слова: берите суверенитета столько, сколько проглотите. Да и старшие Рерихи заняли очень непопулярную в эмиграции позицию поддержки Красной России, за что можно было просто стать изгоем в этих кругах. А во время Великой Отечественной войны они приняли сторону "оборончества", а не популярного в той же среде "пораженчества", когда многие представители русского зарубежья желали поражения коммунистической России и Красной Армии в борьбе с Гитлером. Впрочем, что-то похожее мы можем наблюдать в современной России и сейчас.

Я убежден, что Рерихи отвергли бы сегодняшнюю "демократизацию", — эту наихудшую пародию не только на идеальную демократию, о которой говорила Е.И.Рерих, но и на нормальную западную демократию, приватизацию, подражательство худшим сторонам западного общества, торжество массовой культуры и не стали бы поддерживать те общественные и политические силы, которые аплодируют распаду и деградации страны. Едва ли они занялись бы политикой, и конечно же не стали бы выражать свой протест через какие-либо партии и политические структуры (само слово "партия" значит "часть", а они всегда думали о целом), но, думаю, что они заявили бы свою позицию просвещенного патриотизма вполне определенно. Ведь не стал же Николай Константинович при всей своей осторожности и дипломатичности сотрудничать с Временным Правительством, хотя Горький без его ведома ввел его в эту исторически безнадежную структуру.

Рериховское Учение — это светлое оптимистическое мировоззрение, зовущее смотреть далеко вперед в будущее поверх сегодняшних бед и проблем. Однако прежде чем сделать это и вновь говорить о будущей идеальной России, попробую остановиться на сегодняшнем состоянии дел в нашей стране, пытаясь применить инструментарий Учения, которое всегда нас учит трезвости в оценках.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru