Когда какой-то человек ругает или в чем-то обвиняет Создателя, его называют богохульником. Но если он приписывает Всевмещающему и Всепрощающему Богу свою злобу, нетерпимость и ограниченность, — почему-то его именуют пламенным борцом за веру. Вам никогда не придет в голову прийти в дом к уважаемому и горячо любимому вами человеку и начать осуждать те его дела, которые не связаны с вами лично, критиковать других гостей, и уж тем более высказывать свои соображения на тот счет, кто из его детей «уродился», а кто нет. Но почему-то многие «возлюбившие Господа своего» и прожужжавшие всем об этом уши ничуть не стесняются очернять и отрицать все созданное Им же, умаляя и оскорбляя Святыню ближнего своего, который воздает хвалу тому же самому Творцу?!! О второй же главнейшей заповеди — любви к ближнему своему — и вовсе говорить не приходится. Согласитесь сами, если человек способен опорочить самые сокровенные и высокие помыслы своего собрата, то как же тогда быть с обычными проявлениями человеческой натуры и уж тем более тем, что мы именуем грехом? Какое же тогда место отведено в нашем мире милосердию, терпимости, прощению? Неужели Иисус имел в виду такую «любовь»?!! Неужели это заповедовали христианские подвижники и святые? Неужели это и есть то православие, благодаря которому Россия выдержала самые тяжелые испытания? Неужели так поступали Преп. Сергий Радонежский или Серафим Саровский? Вот уж, поистине, не люди устремлены к заветам Христа, а «...Учения низведены на уровень человеческий, и храмы человечества не есть храмы Господа» (Мир Огненный, III, 335).
«Пока рериховцы упорно уклоняются от серьезных дискуссий со мною», — грустно замечает неугомонный дьякон в своем очередном опусе на страницах духовной газеты.* Но, простите, что именно подразумевается здесь под серьезными дискуссиями? Растет ли на Венере пшеница, а в раю яблоки? Имеем ли мы право интересоваться, для чего мы живем на земле и как устроен этот мир, или нам нужно дословно принять библейские утверждения, подчас иносказательные и заключающие в себе немало символов? Можно ли изучать философию и религию других народов, которая, естественно, будет отличаться от религии вашей, равно как и их язык, культура, обычаи и весь уклад жизни в целом, или лучше отгородиться от всего этого от греха подальше? Или поступить еще проще: подойти к человеку в рясе и спросить, а имеем ли мы вообще право задавать вопросы.
И все-таки на подобные публикации реагировать надо; не для того, чтобы немного утешить дьякона Кураева, а хотя бы из-за того, что они появляются на страницах популярных и уважающих себя газет, и следовательно доступны самому широкому кругу читателей. И самым разумным, как мне кажется, было бы предложить этим читателям вместо того, чтобы опираться на чужие суждения, самим ознакомиться с трудами Рерихов и Учением Живой Этики и сделать собственные выводы, насколько эти книги «аморальны» и насколько они подрывают основы веры. Во-вторых, если мы будем позволять обливать грязью наших великих соотечественников, то через пару десятков лет уделом нашей культуры будет, — ошибаетесь, отнюдь не долгожданный храм, а заплеванный подъезд с вывернутой лампочкой и традиционными тремя буквами на стене. Потому что, если наш великий Пушкин — всего лишь бабник, Толстой — сварливый старик-моралист, Достоевский и Гоголь — шизофреники, а патриот, защитник культуры и миротворец Николай Рерих — не кто иной, как сатанист, то кто же тогда мы с вами?
Трудно сказать, оправдаются ли ожидания дьякона, предлагающего МЦР вступить с ним в «содержательную дискуссию», вызвать в «судебное присутствие» и даже прибегнуть к физическому насилию (?!). Но еще менее верится в то, что какая-то из этих столь желанных им мер пресечения может поколебать веру г-на Кураева, кстати, посвятившего свой талант публициста не только разоблачению связей Живой Этики и теософии с сатанизмом, но и прославлению христианской любви. Веру в то, что большая часть человечества, исповедующая мусульманство, буддизм, индуизм, католицизм и протестантство, и, конечно же, теософию и Агни-Йогу, обречена на смерть духовную и вечные муки.
P.S.
Одно из самых последних творений дьякона было опубликовано в октябрьском номере газеты «Радонеж» (№ 16—17). На предыдущей полосе — большая статья, посвященная принцессе Диане и матери Терезе, совсем недавно и почти одновременно покинувшим наш мир. Казалось бы, эти материалы никак не могут быть связаны — другие герои, другие проблемы, другие авторы. И все же, не поленитесь, интеллигенты-сатанисты, а равно и люди более простого происхождения, разыщите этот номер. Почитайте да поразмыслите «логически последовательно», следуя совету нашего уважаемого богослова. Быть может, вы эту связь увидите.
- * С материалами одной из состоявшихся недавно дискуссии дьякона с представителями рериховской общественности г. Новокузнецка можно познакомиться в газете "Свет утренней звезды" № 2 от 14 января 1998 года, издающейся в г. Новокузнецке. (Ред.)