Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Культурное наследие Рерихов должно быть возвращено законному владельцу

В этом году исполнится девять лет беспрецедентному противостоянию Международного Центра Рерихов и Министерства Культуры. Уже, по-видимому, нет людей, незнакомых с этой драматической ситуацией. А воз, как говорится, и ныне там. Хотя, нет. Многое меняется. Меняются министры, меняется стиль их работы, только без изменений остается тот чиновный аппарат, который, со свойственной ему убийственной последовательностью, определяет политику этого культурного ведомства. К сожалению, в нашем случае приходится говорить о том худшем, что олицетворяет собой бюрократия от культуры, — о попрании воли людей, ушедших от нас в мир иной. Но как мастерски это делается, в какой изощренной и отточенной форме звучат ответы-отписки современных борцов за культуру”. Со всем этим читатель сможет познакомиться в материалах этой рубрики.


Открытое письмо Министру культуры Российской Федерации

Трудно переоценить значение вклада семьи Рерихов в российскую и мировую культуру. В этом году весь мир будет отмечать замечательные юбилеи членов этой великой семьи: 125 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 120 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 95 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

К сожалению, эти торжественные даты могут быть омрачены одним обстоятельством: до сих пор не исполнено завещание Н.К.Рериха и Е.И.Рерих и воля С.Н.Рериха о передаче в дар 288 картин созданному им в Москве музею имени Николая Константиновича Рериха.

Напомним драматическую историю этой коллекции, неоднократно освещавшуюся в прессе. 19 марта 1990г. Святослав Николаевич Рерих оформил и нотариально заверил дарственную на передачу наследия своих родителей Советскому фонду Рерихов. В 1999г. СФР был переименован в Международный центр Рерихов. В дарственной С.Н.Рериха указано следующее: "В числе моих коллекций и другого имущества я желаю вручить Советскому фонду Рерихов 288 картин моего отца и моих, которые находятся на попечении Министерства культуры СССР". Коллекция в это время пребывала на временном хранении в Государственном музее Востока.

Наследие было передано с обязательным условием создать в Москве негосударственный музей. В статье "Медлить нельзя", опубликованной 29 июля 1989 года в газете "Советская культура", Святослав Николаевич так изложил свой взгляд: "Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр — это порождение нового времени, новых задач..."

Видимо, предчувствуя сложность реализации этой новой для России идеи — создания негосударственного музея, С.Н.Рерих, выступая на заседании правления Фонда Рерихов 25 ноября 1989г., заявил: "Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия. При этом они будут ссылаться на данные им обещания или будут думать, что они могут наилучшим образом этим наследием распорядиться. Мы, однако, должны проявлять твёрдость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность".

К сожалению, жизнь показала, что Святослав Николаевич оказался прав в своих предположениях. Вот уже девятый год идёт бесплодная переписка между Министерством культуры РФ и Международным центром Рерихов по поводу коллекции картин.

26 апреля 1992 года С.Н.Рерих вынужден был направить письмо на имя Президента России Б.Н.Ельцина. "В 1990 году, — писал Святослав Николаевич, — я вместе с остальным наследием передал Центру большую выставку картин моего отца и моих собственных полотен, которая долго находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу содействовать передаче её Международному центру Рерихов".

В Минкультуры РФ в связи с этим пришло правительственное поручение. Чиновники министерства, не отрицая факта принадлежности картин Центру Рерихов, потребовали от МЦР предоставить соответствующее хранилище для содержания картин. Несмотря на, то, что МЦР нашёл такое хранилище, картины возвращены не были.

30 января 1993г. умирает С.Н.Рерих, а 21 февраля В.А.Набатчиков, директор Государственного музея Востока, издаёт приказ № 13 о принятии "на постоянное хранение картин Рерихов". Коллекция была включена в государственную часть музейного фонда. При этом были нарушены "Инструкция по учёту и хранению музейных ценностей" и Законодательство-РФ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Картины были включены в государственную часть Музейного фонда России некомиссионно, без экспертизы и наличия документов на собственность.

Международный центр Рерихов неоднократно обращался в Правительство России с просьбой ускорить решение вопроса о возврате картин. Правительство давало указания Минкультуры подготовить соответствующее постановление, но ведомство упорно затягивало решение вопроса.

За это время Международный центр Рерихов, не затратив ни копейки государственных денег, отреставрировал полуразвалившиеся здания усадьбы Лопухиных, предоставленной в его распоряжение правительством Москвы.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru