«Нет более прекрасного воззвания к миру, чем это постоянно повторяющееся утверждение: "Братья, не для того пришел я, чтобы предложить вам какие-либо догмы, и я не требую от вас веры в то, во что веруют многие другие. Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь собственным умом, развивайте его вместо того, чтобы дозволить ему тупеть. Я заклинаю вас — не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас — будьте здравомыслящими людьми, людьми, трудящимися неутомимо для овладения истинным знанием, которое победит страдания"».[2]
Итак, отсутствие догмы, открытость к изменению, дополнению, развитию, идеи сотрудничества с самыми разными личностями, социумами, религиозными течениями — всё это и входит в понятие «жизненность учения». Надо отметить, что буддизм — единственная мировая религия, которая никогда не вела религиозных войн, что, безусловно, было более чем близко Рерихам.
Следующий важный аспект в понимании буддизма — это отсутствие отвлеченности, отсутствие поиска метафизических идей, далеких от конкретной сегодняшней работы на благо духовного роста как собственного, так и всеобщего; это принципиальное отсутствие чудесности как проявления каче ств св ерхъестественных, а не присущих лишь более высоко развитой человеческой сущности. «Сопоставим буддизм и современную науку. Бросается в глаза, что именно буддисты наиболее склонны ко всем эволюционным достижениям. Конечно, это качество было вложено их основным учением. Знакомясь с основами, видим, насколько утверждения Учителя подтверждаются достижениями современной нам науки. Тех же результатов, что Эйнштейн достиг путем опыта, достигли древние буддисты чисто умозрительным путем.
Еще раз повторяем, что буддизм нельзя рассматривать как религиозное откровение, ибо Готама Будда утверждал свое учение как познание вечных истин, которые точно так же утверждались его предшественниками».[3]
Почти все слова, сказанные о буддизме в рериховском понимании, вполне могут быть применены и к Живой Этике. И это не случайно. В этом и состоит глубинная взаимосвязь Живой Этики и буддизма — в обоих случаях мы имеем дело не с религиозным построением, не с отвлеченными философскими спекуляциями, а с живым и человечным Учением, необходимым в каждодневной духовной работе. Недаром в «Основах буддизма» мы видим ссылки на Агни Йогу — их основы едины: отсутствие чудесности, подлинная научность, что было доказано сегодняшним докладом акад. Акимова, восприятие не столько разумом, сколько сердцем и многое другое.
«Будда, учивший, что во всем мире существуют лишь корреляты, взаимоотношения; знавший, что ничто не существует вне сотрудничества; понимавший, что эгоистический гордец не может строить будущее, ибо, в силу космического закона, он окажется вне потока жизни, несущего всё сущее к совершенствованию, — терпеливо закладывал зерна, учреждая свои ячейки общинного начала, предвидя в далеком будущем осуществление великой Мировой Общины».[4]
В этом и заключается глубинная, внутренняя сущность связи творчества семьи Рерихов с древнейшим учением буддизма. И в заключение следует сказать, что в этом свете особую значимость приобретает тот факт, что рядом с местом кремации Елены Ивановны был воздвигнут буддийский монастырь.