...Когда ребенок появляется на свет, многим ли из нас приходит мысль о его предназначении, миссии или о том, какими силами обусловлено его появление? Мы думаем о том, что этот ребенок должен быть здоров, сыт, обут, одет – и в этих заботах не всегда вспоминаем о его духовной сути и особенностях его внутреннего мира, о том, что он с собой принес в этот мир. Подобные заботы ставят ребенка в обычный ряд похожих друг на друга существ, тех, кто одинаково хочет есть, быть обутым и одетым, ну и, конечно же, здоровым. Материя как бы равняет всех, не позволяя выбиваться из общего ряда.
В маленьком материальном мирке, окружающем ребенка, нет места для размышления взрослых о законах Космической эволюции или мирах иных. Тем самым жизнь ребенка осложняется с первых лет его существования, ибо именно масштабы его внутреннего мира отличают его от других людей, ставят его вне общества сплоченных посредственностей. Это «вне» в какой-то мере и определяет не только образ жизни человека, но нередко и его судьбу, а также и то, сможет ли содержание его внутреннего мира должным образом раскрыться и проявиться.
ХХ век был особенно выделен историей тем обстоятельством, что к этому времени сложилась целая плеяда индивидуальностей, отличавшихся от остальных своей исключительностью, своими особенностями. И это не простая случайность. Ибо этому веку выпало стать переломным в Космической эволюции человечества. И эта эволюция востребовала тех, кто были так не похожи на других и несли в своем внутреннем мире энергетику, нужную этой эволюции, в какой бы земной форме эта энергетика ни проявлялась. Они были словно наполнены этой эволюцией, звучали ею, и именно поэтому составляли ту особую энергетическую группу, которая влияла и на историю этого века и на образ жизни его современников. В отличие от предыдущих, ХХ век завершал собой целое тысячелетие и своей энергетикой определял основные эволюционные тенденции следующего, третьего тысячелетия. Он оказался мостом между двумя эволюционными эпохами, старой и новой, и служил как бы стартовой площадкой для перехода на новый эволюционный виток.
Именно это обстоятельство и обуславливало всю жизнь этого столетия в самых разных его аспектах: духовно-культурном, социально-экономическом, политическом, научном и прочих. В пространстве и времени ХХ века сошлись самые острые кризисные противоречия: новое и старое, великое творчество и великие войны, революции и созидание, Добро и зло, Свет и тьма. Все это придало этому веку глубоко альтернативный характер. Или – или. Или жизнь, или смерть, или Свет или тьма, или человек или зверь. Эта альтернативность распространялась не только на человека как такового, но и на всю планету как космическое тело.
В начале века началась Духовная революция, захватившая в первую очередь Россию, лежащую в пространстве энергетического взаимодействия Востока и Запада. Революция меняла мировоззрение человечества. На смену социологическому мироощущению ХIХ века пришло космическое. Менялись научные подходы и научная методология. Новые открытия расширяли горизонт обозримого, все больше и больше росло предчувствие иных миров, других – более утонченных – состояний материи. Складывалось новое художественное мышление, идущее от самых корней этих иных миров. Осознание их роли в земной жизни направляло совсем по новому пути и философию, и искусство. Внутренний мир человека все больше привлекал внимание мыслителей, художников, философов. По-новому зазвучали нахождения древней мысли Востока. Русские философы и ученые говорили о целостном подходе к изучению явлений природы, и концепция человека как неотъемлемой части Космоса все больше находила свое подтверждение в научных, философских и художественных исканиях.
У наиболее чутких и одаренных натур росло предчувствие наступления новой эпохи творчества и возникновения в связи с этим нового человека. «Космичность человека, – писал один из крупнейших русских философов Н.А.Бердяев, – окончательно будет раскрыта лишь в творческую эпоху».
Русская философия Серебряного века исследовала самые сокровенные движения Космической эволюции и писала о самой сути творчества человека, рассматривая это творчество в тесном взаимодействии с энергетикой Космоса, с тонкими влияниями на него Высших Миров.