Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Героическое творчество Елены Ивановны Рерих

«Свободная философия творческой эпохи начинается с сознательной жертвы научно-обязательной, к данному миру приспособленной и по-мирски дифференцированной философией. Жертва эта совсем не такая легкая: она предполагает большую свободу духа и отречения от буржуазного устроения, от буржуазного общения во имя иного мира и иного общения. Это отказ от философской безопасности, согласие подвергнуть себя опасности в познании, это отталкивание от твердых берегов и отречение от мещанского духа, т.е. от занятия определенного познавательного места в данном мире».
Николай Бердяев
Святослав Рерих «Портрет Елены Ивановны Рерих» 1937 г.
Святослав Рерих «Портрет Елены Ивановны Рерих» 1937 г.

...Когда ребенок появляется на свет, многим ли из нас приходит мысль о его предназначении, миссии или о том, какими силами обусловлено его появление? Мы думаем о том, что этот ребенок должен быть здоров, сыт, обут, одет – и в этих заботах не всегда вспоминаем о его духовной сути и особенностях его внутреннего мира, о том, что он с собой принес в этот мир. Подобные заботы ставят ребенка в обычный ряд похожих друг на друга существ, тех, кто одинаково хочет есть, быть обутым и одетым, ну и, конечно же, здоровым. Материя как бы равняет всех, не позволяя выбиваться из общего ряда.

В маленьком материальном мирке, окружающем ребенка, нет места для размышления взрослых о законах Космической эволюции или мирах иных. Тем самым жизнь ребенка осложняется с первых лет его существования, ибо именно масштабы его внутреннего мира отличают его от других людей, ставят его вне общества сплоченных посредственностей. Это «вне» в какой-то мере и определяет не только образ жизни человека, но нередко и его судьбу, а также и то, сможет ли содержание его внутреннего мира должным образом раскрыться и проявиться.

ХХ век был особенно выделен историей тем обстоятельством, что к этому времени сложилась целая плеяда индивидуальностей, отличавшихся от остальных своей исключительностью, своими особенностями. И это не простая случайность. Ибо этому веку выпало стать переломным в Космической эволюции человечества. И эта эволюция востребовала тех, кто были так не похожи на других и несли в своем внутреннем мире энергетику, нужную этой эволюции, в какой бы земной форме эта энергетика ни проявлялась. Они были словно наполнены этой эволюцией, звучали ею, и именно поэтому составляли ту особую энергетическую группу, которая влияла и на историю этого века и на образ жизни его современников. В отличие от предыдущих, ХХ век завершал собой целое тысячелетие и своей энергетикой определял основные эволюционные тенденции следующего, третьего тысячелетия. Он оказался мостом между двумя эволюционными эпохами, старой и новой, и служил как бы стартовой площадкой для перехода на новый эволюционный виток.

Именно это обстоятельство и обуславливало всю жизнь этого столетия в самых разных его аспектах: духовно-культурном, социально-экономическом, политическом, научном и прочих. В пространстве и времени ХХ века сошлись самые острые кризисные противоречия: новое и старое, великое творчество и великие войны, революции и созидание, Добро и зло, Свет и тьма. Все это придало этому веку глубоко альтернативный характер. Или – или. Или жизнь, или смерть, или Свет или тьма, или человек или зверь. Эта альтернативность распространялась не только на человека как такового, но и на всю планету как космическое тело.

В начале века началась Духовная революция, захватившая в первую очередь Россию, лежащую в пространстве энергетического взаимодействия Востока и Запада. Революция меняла мировоззрение человечества. На смену социологическому мироощущению ХIХ века пришло космическое. Менялись научные подходы и научная методология. Новые открытия расширяли горизонт обозримого, все больше и больше росло предчувствие иных миров, других – более утонченных – состояний материи. Складывалось новое художественное мышление, идущее от самых корней этих иных миров. Осознание их роли в земной жизни направляло совсем по новому пути и философию, и искусство. Внутренний мир человека все больше привлекал внимание мыслителей, художников, философов. По-новому зазвучали нахождения древней мысли Востока. Русские философы и ученые говорили о целостном подходе к изучению явлений природы, и концепция человека как неотъемлемой части Космоса все больше находила свое подтверждение в научных, философских и художественных исканиях.

У наиболее чутких и одаренных натур росло предчувствие наступления новой эпохи творчества и возникновения в связи с этим нового человека. «Космичность человека, – писал один из крупнейших русских философов Н.А.Бердяев, – окончательно будет раскрыта лишь в творческую эпоху».

Русская философия Серебряного века исследовала самые сокровенные движения Космической эволюции и писала о самой сути творчества человека, рассматривая это творчество в тесном взаимодействии с энергетикой Космоса, с тонкими влияниями на него Высших Миров.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru