Есть старинная сказка о том, как некий царь заявлял, что он произведет очень серьезные испытания. Все готовились к ним и ждали их, и удивлялись, почему они отложены. Разве они вообще отменены? Но совершенно неожиданно все сотрудники были созваны и было объявлено новое распределение труда. Оказалось, что испытания уже произошли. Люди были испытаны на самых для них незамеченных обиходных проявлениях. Было отмечено, когда и кто раздражился, когда была неточность, когда была расточительность. Словом, все было взвешено в то время, когда люди ожидали, что испытания будут происходить в каких-то торжественных собраниях.
Люди выучили на тот случай какие-то благозвучные формулы. Запоминали наизусть изречения. Чертили на память формулы и вычисления. А в то же время в обиходе, сами того не замечая, достаточно выявили свои внутренние качества и свойства.
Недаром в сказаниях и в высоких учениях говорится о нежданности. Приготовить себя к таким жданным нежданностям можно лишь постоянною настороженностью и бережливостью. Оберегая друга и сотрудника, люди оберегают самих себя. Когда же будет понято, что всякое неосновательное суждение есть уже признак неподготовленности к ответственным действиям? А ведь одно искривленное или нарушенное действие влечет за собой множество прискорбных искривлений. Выпрямлять эти искривления гораздо труднее, нежели вообще не допустить их.
Друзья! Будем очень бережливы. Будем очень бережны.
8 марта 1935
Л. Да, как же важно на духовном пути избегать вражды! Ведь мы знаем, что творим. Мы не должны умножать эманации вражды, окутывающие Землю, примыкая к той или иной враждующей группировке, ибо борьба «против» не может быть фактором единения, она только усиливает эманации злобы и разрушения.
Б. К сожалению, очень часто люди, только подходящие к Учению, переносят свое внимание на внешнюю деятельность вместо внутренней работы. Разумеется, чисто внешне это и интересней, и увлекательней, и позволяет самоутверждаться через удовлетворение своего «эго», мол, посмотрите, какой я деловой, значительный, сколько полезного сделал. Ну, а по сути это уход от самой тяжелой и неблагодарной работы, за которую никто не похвалит, которую никто, быть может, и не заметит.
Л. А что ты имеешь в виду под работой над собой? Чтение книг?
Б. И чтение тоже. Но оно ничего не даст, если все прочитанное не будет очень критически и строго приложено к себе.
Известно, что самым доступным способом работы над собой будет найти три своих наиболее отрицательных качества и попытаться хотя бы одно из них заменить на противоположное. Раздражительность – на терпимость, нерешительность – на твердость помысла и действия, жадность – на щедрость и т.д. Если бы нам удавалось за год менять по одному из своих отрицательных качеств, наш духовный рост был бы поистине неудержим.
Л. Тем более, что существует много качеств, которые нам вовсе и не кажутся плохими. Нужно очень чутко прислушиваться к реакции близких людей, сослуживцев, даже посторонних, чтобы выявить их.
Б. Например?
Л. Пожалуйста: указанная в Учении суровость не должна граничить с бестактностью. Или, выполняя работу, даже очень ответственную, человек не должен превращаться в грозовую тучу или канцелярского робота, ибо носитель Духа есть, первым делом, носитель Света. Недаром сказано, что радость – есть особая мудрость.
Б. Человек должен понять, что присутствие Духа необходимо во всем, что бы он ни делал, в каждом трудовом дне, в каждом текущем мгновении. Не ища каких-то невероятных и сногсшибательных озарений и чудес, в каждом своем действии искать возможность изливать свет. Ведь недаром сказано, что каждый прожитый нами день измеряется тем количеством любви, которое нам удалось пролить в мир, окружающий нас.
Сделать такое стремление своим камертоном на каждый день – это и великий труд, и великая радость.
Л. Есть хорошие слова: «жить в мире Неба, а трудиться в мире Земли». Как правило о Небе мы вспоминаем во время утренней молитвы, а потом, до вечера с головой уходим в привычную дневную суету. Помнишь картину Н.К.Рериха «На вершинах», на которой изображен йог в позе лотоса, своей внутренней силой растопивший под собой горный лед? Вот такую силу духа надо вносить в каждый наш день, в каждый помысел и действие.
Б. А как такого достичь, как реализовать силу нашего духа?
Л. Думаю, главное здесь – общий рост личности. Рост положительных ее качеств помогает как бы «перерасти» ее негативную часть, которая словно растворяется в положительной.
Б. То есть, зная свои негативные качества, не «зацикливаться» на них, но иметь в виду. Держа эти качества под контролем, не позволять им усиливаться, ведь в человеке, прикоснувшемся к Учению, обостряется все: и отрицательное, и положительное.
Л. О том, как это делается практически, очень хорошо говорится в теософской литературе. Например, прекрасны рекомендации Е.П.Писаревой – соратницы и биографа Е.П.Блаватской. А также отрывок из книги Анни Безант «Древняя Мудрость», в которой хорошо описано действие наших мыслей и эмоций в Тонком Мире.
(Книгу А.Безант «Древняя мудрость» рекомендовала для чтения Е.И.Рерих.)