4. Однако все сказанное касается только рассуждающего ума, ума изучающего. Но изучение это только одна часть активности ума; другая, не менее важная, это созидательная активность, способность придавать форму и тем самым готовить к действию. Эта часть ментальной активности, хотя и очень важная, редко становилась темой какого бы то ни было специального исследования или дисциплины. Только тот, кто в силу какой-либо причины стремится развить прямой контроль своих умственных активностей, озабочен исследованием и дисциплинированием этой способности формировать: но и тогда, берясь за ее тренировку, он сталкивается с трудностями, которые кажутся почти непреодолимыми.
И все же овладение этой формирующей деятельностью ума остается одним из самых важных моментов в самовоспитании: можно сказать, что без него невозможно никакое интеллектуальное мастерство. Когда речь идет об изучении, исследовании, приемлемы любые идеи, и они должны быть включены в обобщение, сама суть которого быть как можно более разносторонним и полным, но когда дело касается действия, все как раз наоборот. Все идеи, принимаемые к воплощению в действие, должны проходить строгий контроль. И только те, которые согласуются с общим направлением центральной идеи, вокруг которой построено интеллектуальное обобщение, могут быть допущены к возможности выразиться в действии. Это значит, что каждую мысль, проникающую в сознание ума, нужно проверять центральной идеей; если ей находится подходящее место среди уже сгруппированных мыслей, она может быть допущена к обобщению, если нет, ее надобно отвергнуть так, чтобы она не оказывала на действие никакого влияния. Такую интеллектуальную чистку нужно проделывать регулярно, чтобы поддерживать постоянный контроль над всеми действиями.
5. Для этой цели полезно ежедневно выделять какое-то время для того, чтобы спокойно просмотреть все свои мысли и навести в них общий порядок. Развив в себе такую привычку, вы сможете поддерживать порядок в мыслях даже во время работы и действия и будете способны не допускать того, что не полезно для предпринимаемого дела. В частности, если способность сосредоточиваться и быть внимательным все время совершенствуется, активное внешнее сознание будет соглашаться только с необходимыми мыслями, и тогда они станут более динамичными и действенными. А если в процессе интенсивной сосредоточенности понадобится совсем перестать думать, то можно будет остановить всякое движение в уме и добиться практически полного безмолвия. В этом безмолвии можно постепенно открыться более высоким состояниям ума и научиться воспринимать влияния, идущие оттуда.
Но и до наступления этого момента безмолвие само по себе будет крайне полезным: у большинства людей, имеющих сколько-нибудь развитый и активный ум, он никогда не отдыхает. Если в течение дня его активность еще находится под каким-то контролем, то ночью, пока тело спит, контроль бодрствующего состояния почти полностью прекращается, и ум допускает случайные и подчас никак не связанные между собой движения. Это создает сильное напряжение, ведущее к утомлению и ослабления умственных способностей.
Подобно другим частям человеческой природы ум тоже нуждается в отдыхе, но он не получит его до тех пор, пока мы не поймем, как его обеспечить. Умение предоставлять уму возможность отдыха это то, ради чего следует потрудиться. Смена умственной деятельности дает хороший результат.
Когда человек овладеет способностью достигать по желанию безмолвия ума, тогда не останется больше задач, которые он не сможет решить, не будет такого интеллектуального затруднения, из которого он не сможет выйти. Беспокойная мысль становится невыразительной и беспомощной; когда же покой воспринят, может проявиться свет и осветить новые горизонты возможностей человека.
Психическое и духовное воспитание
До сих пор мы касались воспитания, которое может быть дано всем детям, родившимся на земле; оно связано с чисто человеческими способностями. Но на этом нельзя останавливаться. Каждый человек скрывает в себе возможности более высокого сознания, превосходящего пределы его обычной жизни, с помощью которого он может участвовать в более возвышенной и менее ограниченной жизни. Действительно, именно такое сознание определяет жизнь выдающихся людей, формирует внешние условия их жизни и их индивидуальную реакцию на эти условия. То, чего не дано знать и исполнить человеческому разуму, ведомо и выполнимо для этого сознания. Оно подобно сияющему свету в глубинах человеческого существа, проникающему наружу сквозь толстые покровы его внешнего сознания. Некоторые люди смутно подозревают о его присутствии, многие дети находятся под его влиянием, что довольно отчетливо проявляется временами в их непроизвольных действиях, а иногда даже в словах. К несчастью, родители обычно не знают, что это такое. И не понимают, что происходит с их детьми, а потому. Как правило, недовольны подобным явлением: и все их воспитание состоит в том, чтобы заставить ребенка утратить, насколько возможно, связь с этой областью, сосредоточив все его внимание на чисто внешних вещах и выработав тем самым привычку заботиться только о них одних, как о наиболее важных. Сосредоточенность на внешних вещах весьма полезна, но ею нужно пользоваться правильно. Три направления воспитания - физическое, витальное и интеллектуальное - относятся к тому, что может быть названо средствами построения личности, пробуждения индивидуальности из бесформенной подсознательной массы, превращение ее в хорошо выраженное сознающее себя целое.