Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ямщикова Татьяна
Руководитель пресс-центра МЦР

«Защитим культуру от разрушений и невежества»

Перед первой мировой войной Николай Константинович Рерих пишет серию предостерегающих картин: «Меч Мужества» (1912), «Крик змия» (1913), «Зарево» (1913), «Град обреченный» (1914), «Ангел последний», где предвидит грядущие грозные события и предупреждает человечество о возможных разрушениях.

В 1929 году он обращается ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. Основной документ Пакта, разработанный французскими юристами-международниками, был опубликован на различных языках мира вместе с обращением Н.К.Рериха, в котором он писал: «Знамя Мира должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами». Для Знамени Мира Рерих выбирает древний знак — три соприкасающихся круга, образующих треугольник, вершиной вверх, знак эволюции. Их окружает кольцо вечности. На белом фоне мира знаки изображены малиновым или рубиновым цветом — цветом сострадания и мужества. На Востоке это краски Солнца. Знак триады имеет несколько толкований. Его можно принять как символ единства времени — прошлого, настоящего и будущего; это и три неделимые части культуры — наука, искусство и философия, или религия.

В 1929 году был учрежден постоянный Комитет Пакта в Нью-Йорке, а в 1930 году проект Пакта был одобрен Комитетом по делам Музеев при Лиге Наций. Пакт был рекомендован к подписанию правительствам всех народов.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне президент США Ф.Рузвельт и представители двадцати стран Латинской Америки подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до второй мировой войны. Для государств, которые ратифицировали Пакт Рериха, он сохраняет свою силу до сих пор. После войны Рерих вновь выдвигает идею Пакта. «Каждый пытливый наблюдатель может убеждаться, насколько наш девиз "Мир через Культуру!" становится насущным, неотложным...»

В декабре 1947 года Н.К.Рерих ушел из жизни. Последователи идей Рериха продолжали начатое им дело. В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил директору ЮНЕСКО копию со всей документацией по истории движения.

14 мая 1954 года в Гааге на основе Пакта Рериха была принята «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В следующем году этот пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт, в том числе Советским Союзом.

Между Пактом Рериха и Гаагской Конвенцией существует ряд различий, но в целом дух этих документов отвечает общим целям. Н.К.Рерих повторял, что всякое единение на ниве культуры послужит благу всего человечества, «...без преувеличения, сокровища культуры являются оплотом народа. Все строительство, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость и спасение нарождаются на основах культурных ценностей!» (Н.К.Рерих «Ценность прекрасного»).

«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру». Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира.


В конце конференции была принята Резолюция.

Участники Международной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха, предлагают:

1. Поддержать инициативу академика Д.С.Лихачева о принятии «Декларации прав культуры».

2. Создать Международный фонд независимой культуры, целью которого явится финансирование наиболее важных культурных программ.

Возложить на МЦР ответственность за формирование оргкомитета по созданию этого фонда. Настаивать на срочном завершении работы над проектом пакета законодательных актов по охране и использованию культурного наследия Российской Федерации с учетом их общественного обсуждения.
Поддержать Манифест в защиту Культуры, принятый 04.10.95 г. в Санкт-Петербурге ведущими учеными и деятелями культуры России.

3. Обратиться от имени всех участников Конференции в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Министров — Правительство Российской Федерации с общественным требованием об увеличении затрат бюджета на культуру.

4. Конференция выражает благодарность Правительству и Мэру города Москвы Ю.М.Лужкову за принятое 03.10.95 г. постановление о передаче Международному Центру Рерихов и Музею имени Н.К.Рериха памятника истории и культуры «Усадьба Лопухиных» в долгосрочную аренду на 49 лет.

7. Обратиться к Мэру Санкт-Петербурга А.А.Собчаку с просьбой принять решение о создании на Родине Н.К.Рериха Мемориального культурного центра Университетская набережная, д. 25 — дом, где родился и 25 лет жил Н.К.Рерих, Набережная реки Мойки, д. 83 — бывшая школа Императорского Общества Поощрения Художеств, где Н.К.Рерих работал в качестве ее директора и жил с семьей около 10 лет).

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru