В начале века еще один новатор театра Этьен Декру (создатель аллегорического языка современной пантомимы, донесенного до зрителя его учеником Марселем Марсо), также отказался от всех внешних «помощников» выразительности. Оставив «голого человека на голой сцене», он явился провозвестником того ДУХОВНОГО СИНТЕЗА, к которому и стремится современный театр (Гратовский, Брук, Режар и др.) Категорично отказавшись от внешних эффектов, он искал синтез энергетических излучений «внутреннего человека», апеллировал к возможностям его духа.
Интересно, что и стиль пантомим Декру являлся своеобразным синтезом. Экспериментируя, он затягивает артистов в черные комбинезоны с белыми линиями, обрисовывающими контуры фигур. В темном пространстве при движении этих актеров возникала иллюзия ожившей графики в духе абстрактных композиций Кандинского.
Итак, мы видим, что неординарные, прорывающиеся сквозь традиционную логику творцы, всегда тяготели к миру неизведанных возможностей человека, в различных формах искусства обращаясь к феномену подсознания, к сверхчувственным способностям человека. И добивались удивительных результатов. Так, поистине магическое воздействие на публику имел Барро, применив на практике теорию своего учителя Этьена Декру.
В этой связи необходимо обратить внимание на поражающие воображение возможности миелофонии: в трехмерном высокочастотном пространстве, которое охватывает всю сцену, находится актер; его движения отражаются в звуках, которые интерпретирует оркестр, создавая оригинальные мелодии. Здесь мы уже сталкиваемся с возможностью использовать физикальное поле человека (т.е. излучения его физического и других, более тонких, тел — в соответствии с восточной терминологией). После того, как Кирлианом были засняты в высокочастотном поле излучения пальцев человека, дальнейшие эксперименты в этом плане выглядят вполне реальными.
Развитие сенситивных форм восприятия вполне возможно. Об этом подробно пишет и врач Шафика Карагула в книге «Прорыв к творчеству». Не является ли воздействие на нас любимого актера подобным «прорывом»? Ведь в минуты творческого озарения наступает тот самый контакт с континуальным потоком, о котором пишет Налимов и который Живая Этика называет восприятием новых энергий. Называть это можно по-разному, главное, что помочь нам достигнуть подобного состояния могут и технические средства, применение которых позволяет правильно использовать поток психической энергии.
Например, стереозапись, которая возникла несколько десятилетий назад, имела скромную задачу увеличить эффект достоверности записи, дав публике пространственное представление о расположении инструментов. Позже, при появлении квадрофонии была достигнута перемена самого качества звучания, стало возможным охватить все пространство вокруг слушателя, звук приобрел возможность полета. Следовательно, и голос исполнителя может переплывать зал, достигать противоположной стены в некоем иллюзорном диалоге, может быть отражен и размножен в различных интонационных вариантах. Но, самое интересное, что слова исполнителя могут быть отражены в цветных лучах на экране, могут излучаться подобно цветным лучам, из его тела. Размышляя далее, вполне реально предположить, что подобным образом может быть проявлена в цвете и аура человека (которая в сущности является истинным паспортом человека).
«Каждый выражает свою сущность ауры, но отдельные мысли бывают разноценны по духовной консистенции. Присутствие внутренней духовности озарит мысль цветом ауры, но если мысль низкая, она под лучом сгорает. Получается не только испытание мысли, но и дезинфекция пространства. Как же очистить слои над землею, когда даже на глаз они дымно-оранжевого цвета?
Главное — уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях» (Озарение).
Как одна капля может изменить весь состав при химической реакции, так и эта мысль Учения переводит проблему синестезии в новое качество, придавая ей этическую направленность. Оказывается, что чем чище и утонченнее мыслит человек, тем более он приближается к миру тонких энергий, тем скорее научится слышать картину или видеть музыку. Воистину, «все доступно, все возможно»!..
По вопросу синестезии было проведено много конференций и симпозиумов, сделаны интересные исследования (Е. Блилер, Е. Капарел, М. Добрес, П. Соколов). Но все-таки не была дана однозначная характеристика этому явлению. Например, М. Норду считает подобное восприятие атавизмом, возвратом к примитивному синкретизму восприятия.
В 1985 году в Оксфорде было проведено тестирование людей и большинство из них согласилось, что коричневый цвет звучит как тромбон, а зеленый как охотничий рог. Это наиболее распространенный пример синестезии, когда низкий регистр воспринимается как более темный, а высокий как более светлый. Некоторые физиологи (Бернштейн, например) считают, что существует специальный субстрат — «светлосиний гормон», а яркость присуща всякой модельности. Но все-таки путаница в самом восприятии термина «синестезия» может вызвать подмену смысла.