Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Сазанов А.А.
Москва

Осмысление и пропаганда естественно-научных представлений ХХ века как фактор развития культуры и духовности в обществе

Совершенно неоправданно и более нетерпимо такое положение, когда математический аппарат современной физики выступает в роли сокровенного языка, доступного только узкой касте жрецов науки. Если во времена Коперника к разряду таких жреческих премудростей относились евклидова геометрия и тригонометрия, то теперь они входят в общеобразовательный минимум средней школы. Уже сейчас при небольшой корректировке школьных программ и надлежащей расстановке акцентов в них люди со средним образованием могут овладевать понятиями линейного пространства и линейных операторов, комплексных чисел и псевдоевклидовых геометрических отношений, на которые опирается современная физика. Эти понятия кажутся непосвященным абстрактной заумностью лишь до тех пор, пока в массовый обиход не вошли те представления физики, для выражения которых они служат. Нынешний курс школьной математики прекрасно приспособлен для изучения достижений физики XIX века и основанной на них техники. Аналогичным образом в близком будущем школьный курс математики может и должен быть приспособлен к изучению достижений физики XX века. Нетрудно предсказать, что это произойдет, даже если нынешние рериховские общества не будут этому способствовать. Но тогда они упустят ценную возможность принять активное всестороннее участие в ускорении эволюции и не применят в жизни совет Учителя: «Необходимо проверить программы школ и усилить линию достоверного познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумок будет позорить планету. Нужно усилить естествознание, поняв значение этого слова. Биология, астрофизика, химия привлекут внимание самого раннего детского мозга. Дайте детям возможность мыслить!» («Община», 1926, 157).

Как извращают люди понятие психических сил! Забывая, что физическое явление можно всегда объяснить психическим фактором, но психическое явление способом физическим невозможно подтвердить. Когда изъяли из науки все психические факторы, то, конечно, получилась резкое разграничение на ограниченное и неограниченное. Так можно указать ученым, что книги, лишенные духа, психической энергии и огня космического, не могут дать ту науку, которую нужно дать человечеству. Так разграничение того, что существует тысячелетия от того, что создалось столетиями, явило те заблуждения, которые так ускорили карму планеты.
Иерархия, §366

В 1926 году, когда этот совет был записан, в нем вряд ли просматривалась необходимость углубляться школьникам в только что появившиеся и известные лишь в узких кругах передовых исследователей теории относительности и квантов. В то время представлялось достаточным стимулировать общий интерес к естественным наукам. Но советы Агни Йоги не могли не быть рассчитаны на будущее развитие, и нам, 70 лет спустя, из уже наступившего будущего пора увидеть, что пренебрегая теми новыми и углубленными представлениями о материи, которые выработала физика XX века, мы, независимо от своих намерений, объективно оказываем услугу воинствующему невежеству.

Это не риторический пассаж. Сейчас, после отмены известных идеологических запретов, интерес людей к тайнам психики активно эксплуатируется и направляется в русло, осужденное духовными авторитетами. Издревле указывалось на опасность овладения скрытыми психическими силами без предварительного нравственного очищения. А у нас на многочисленных книжных лотках вперемежку с бульварной и порнографической литературой выставлены на такой же вкус для щекотания нервов низкопробные сочинения по астрологии, экстрасенсорике, магии, нацеленные на сбор среди наших соотечественников богатой жатвы для темных одержателей. Настоятельно требуется противодействие этой мутной волне. Люди материалистического и православного закала, возвышающие голос протеста против такого разгула мракобесия, подчас зачисляют сторонников Учения Живой Этики под ярлыком «рерихоманов» в одну компанию с антропософами, сектами Муна, «Аум Синрике» и проч. Пусть на их совести останется эта неразборчивость, но сама ее возможность свидетельствует о недостаточном прояснении принципов Живой Этики в общественном сознании. Прояснение нужно, и его не следует путать с осторожной и гордой позицией, осуждающей миссионерство и презирающей распродажу учения с уступкой на базаре. Одно дело — зазывать всех подряд на путь Агни Йоги, и совсем иное — четко утверждать в обществе представления о том, что Агни Йога настаивает на понимании духовного развития как естественного процесса расширения и углубления сознания, отвергает искусственные и насильственные воздействия на психику человека, запрещает магию. («Не Наше дело просто раздуть размеры сознания. Только органическое развитие и разнообразие поступлений обусловят действительный объем сокровищницы». — «Община», 1926, 171. «... магия поставляет суррогат жизни. Мы же учим улучшать бытие, исходя из возможностей самой жизни». — «Озарение», 2, VII, 6.) При всем том, что учение Агни Йоги нельзя насаждать насильственно и поверхностно, всегда найдется место полезной воспитательной работе воздействия на людей с различными склонностями по их сознанию. Пропаганда глубоких представлений науки является естественным полем деятельности для приверженцев Живой Этики и привлечет умы, готовые к восприятию Учения, зовущего «без чудес, беспоклонно» искать «ясную реальность и киркою испытателя... вскрывать закрытые глубины, полюбить бесстрашие знания» («Община», 1926, 121).

Некий учитель спросил школьника: «Где живет глупость?» Тот сказал: «Когда не знаю урока, вы стучите меня по лбу, вероятно, глупость живет там». Нужно понять, почему теперь Мы стучимся не в лоб, но в сердце. Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выровнять отсталое.
М.О. 1, §573
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru