Как бы продолжая этот сюжет, она пишет о препятствиях и врагах. И того и другого в жизни Рерихов было больше, чем надо. Пути к Истине и Высшему бывают разными. Но их всех объединяет одно свойство – Преодоление. Степенью этого Преодоления меряется уровень идущего и по пути Живой Этики. Чем больше препятствий и врагов, тем выше уровень духа и сознания Преодолевающего. Препятствия как бы представляют собой диски, которыми невидимый ювелир шлифует грани алмаза Духа человеческого, доводя их до чистого сверкания, "...ничто легкое не приличествует на царственном пути, ведущем к Миру Огненному", – пишет она в одном из писем (29.08.34) к М.Е.Тарасову. Трудностью и тяжестью Пути определяется его истинность. Многим известна знаменитая рериховская фраза: "Препятствиями мы растем". В этом плотном мире нет другого средства для восхождения. Когда становится все легко, значит идущий сошел с истинного пути, приняв за свет тусклый болотный огонек. В одном из писем к Николаю Константиновичу и Юрию Николаевичу (21.11.30) Елена Ивановна кратко и четко утверждает: «Лишь великие дела вызывают великое противодействие; противодействие есть единственный и точный измеритель величия начинания».
Противодействия испытывали Рерихи в своей культурной деятельности, противодействие испытывает Международный Центр Рерихов, созданный в Москве Святославом Николаевичем Рерихом. "Единственный и точный измеритель" действует безотказно. Каждая трудность, каждое препятствие есть ступенька, по которой поднимается тот, кто работает на культуру, на Общее Благо, на претворение в жизнь идей Живой Этики. Там же, где все удается, где все легко и безоблачно, там нет ни энергетики Учения, ни понимания задач космической эволюции. Там нет и точного измерителя, ибо измерять нечего.
Письма Елены Ивановны не только сохранили свою актуальность, но и приобрели в наши дни особую остроту. В этой связи значительный интерес представляет письмо от 15.06.34, адресованное М.Е.Тарасову. Написанное в далеком 1934 году, оно вскрывает те болезни, которые характерны для теперешнего рериховского движения. Письмо адресовано молодому человеку, самовольно присвоившему себе звание ученика и сына Учителя Мории. Пользуясь этим вымыслом, он стал собирать вокруг себя интересующихся Живой Этикой и пытался создать общество. Подобных историй в нашем движении немало. Правда, пока еще никто не додумался объявить себя сыном Учителя. Однако, у меня нет полной уверенности, что где-то не бродят подобные "дети лейтенанта Шмидта".
Легкость же, с которой у нас создаются рериховские общества, и обилие "высоких учеников" не снились даже Тарасову. Письмо к нему является бесценным документом, который должно держать на столе каждое рериховское общество, если оно в действительности является таковым.
Словами Елены Ивановны должны меряться истинные намерения каждого, вступившего на нелегкую стезю рериховского культурного движения. Всегда мягкая, заботливая и уговаривающая, она предстает в данном случае совсем в иной ипостаси. Ипостаси Иерарха, отвечающего за Общее Дело и защищающего это Дело. Она тверда, бескомпромиссна и неумолима. Даже стиль письма меняется. Ее фразы коротки и разящи, за ними чувствуется сдерживаемый гнев. Она даже нумерует вопросы, поставленные своему адресату – первый, второй, третий.
"1. Скажите мне со всей искренностью – когда Вы пришли к Н.К. и выразили ему свое желание собирать группу молодежи вокруг Учения Живой Этики, разве Н.К. дал Вам полномочие сноситься с представителями прочих групп в качестве их духовного вождя и советника?
2. Разве Н.К. дал Вам полномочие собирать и объединять различные общества именем его и именем Учения?
3. Кто утвердил Вас принятым учеником и даже сыном Уч(ителя) М.?!!"
Особенно выразительны здесь два восклицательных знака.
Твердо и коротко она сообщает Тарасову, что основы Учения построены "на незыблемых законах Иерархии". Ее глубоко возмущает несоблюдение этих законов, "...каждое водительство должно быть утверждено Высшим Иерархом, – пишет она, – и передается оно через Его доверенных. Этих доверенных Высшего Иерарха сейчас двое, все назначения, не санкционированные этими двумя доверенными, являются самозванством". Можно быть снисходительной к людским ошибкам, можно смотреть на них сквозь пальцы, но нельзя пропустить ни одного случая нарушения Иерархического закона, особенно если это касается самозванных "учеников".
"По этому самоличному утверждению Истинный ученик установит наличность как раз обратного. Никто из принятых учеников не имеет права оповещения о себе до тех пор, пока Учитель не найдет нужным сам оповестить это, не говоря уже о сыновстве". Когда читаешь эти строки, становится больно и стыдно за тех "учеников" и даже "учителей", которые наводнили наше рериховское движение. К сожалению, приходится признать, что движение не прошло трудного испытания Законом истинной Иерархии, не выдержало прельщение духовной властью. К "ученикам" и "учителям" в наши дни добавились различные "воплощения" Матери мира (известно, что явление это не может быть воплощено в одной индивидуальности), "великих подвижников" и даже самих Рерихов. Беспредел разного рода, царящий в стране, породил и духовный беспредел, которого не избежало наше рериховское движение. Сколько появилось сейчас среди рериховцев носителей самых высоких "миссий", "заданий", невесть откуда полученных и облаченных "непомерной ношей".