В конце 1947 года Индия получает независимость. Этот сложный политический процесс, в котором участвовала, с одной стороны, Партия Индийский национальный Конгресс, лидер антианглийского движения, и, с другой стороны, английские власти, привел к разделу страны по религиозному признаку (мусульманскую и индусскую). Начались кровавые столкновения между индусами и мусульманами. В Кулу жили те и другие. Труднодоступность района не спасла его от общих политических страстей в стране. Виллу пришлось охранять Юрию Николаевичу с оружием в руках. Беас тек красный от крови. Убитые мусульмане и индусы лежали на дорогах долины. Рерихи были потрясены разгулом насилия в мирной горной долине. Рушились прежние представления о ее обитателях. Кровавая индо-мусульманская резня ударила сильно и резко по изношенному сердцу Николая Константиновича. 13 декабря 1947 года его не стало. Мир потерял еще одного Хранителя Культуры. Все, что писала Елена Ивановна в письме Муромцевым, не требует никаких комментариев или пояснений. Живой очевидец событий, самый близкий друг Николая Константиновича, его Другиня, рассказывает обо всем, превозмогая свою тоску и сердечную боль.
Редкое письмо Елены Ивановны не касается главной ее боли – России. Из всего круга проблем, затронутых в данных письмах, мне хотелось бы остановить внимание на одной – Иване Стотысячном. В последнее время появились самые разные толкования этого понятия, особенно в околорериховских кругах. Некоторые даже считают, что Иван Стотысячный – имя и фамилия конкретного человека. Боюсь, что мы можем оказаться свидетелями появления такого человека с миссией "спасителя". Чего только и кого только на стезе нашего движения не возникало... В письме к Муромцевым от 27.04.45 она дает четкое представление об Иване Стотысячном как о самом народе.
"Сказано было, что Иван Стотысячный спасет Россию, — пишет Елена Ивановна, — разве это не оправдалось? Разве не встали, именно Иваны на защиту Родины? И еще и еще раз эти стотысячные спасут Россию, народ, прошедший через страшные муки и унижения, закалил свое мужество и сумеет найти силу духа противостоять всякому новому разрушению и растлению. Много прекрасных знаков уявлено уже среди стотысячных". Кажется, что все это написано сегодня – "противостоять всякому новому разрушению и растлению", – как будто она предвидела все, что случится потом с народом русским. Процитированный фрагмент об Иване Стотысячном настолько однозначен, что исключает всякие иные толкования и домыслы. Иван Стотысячный – это духовный образ народа, о котором Елена Ивановна писала не раз в своих очерках и письмах.
Перед нами всего 5 писем великой женщины высочайшего духа. И сколько в них заключено различных и сложных проблем, чисто человеческих и философских, культурных и эволюционных, связанных с труднейшими путями совершенствования и восхождения. Сколько новых интересных подходов к вечному и преходящему подарила она нам. Сколько новых драгоценных капель Знания пролила.
"Позвольте мне сойти с пьедестала", – искренне просит она. Но кто же как не Елена Ивановна Рерих заслужила этот высокий Пьедестал...
- * Европейский Центр им. Н.К.Рериха в Париже, председателем которого была Мари де Во Фалино.