"И не поняв этого первого основания (закона Иерархии – Л.Ш.), Вы сразу же перешли к Указанию о Непомерной Ноше и также не задумались – можете ли Вы принять ее и в чем состоит она, и кому дается непомерная ноша? И сразу захотели ее захватить в том именно направлении, которое было подсказано Вам самостью". Конечно, Елена Ивановна не имела в виду захват этим молодым самозванцем действительной Непомерной Ноши, а писала лишь о стремлении его приписать себе эту Ношу, не имея при этом никакого реального представления о последней.
Разве у нас мало таких "облеченных" и "посвященных"?
Время от времени в наших рериховских обществах возникают идеи объединения. И немедленного. В те далекие времена такие идеи тоже имели место. "Теперь Вы сами поймете, – пишет Елена Ивановна, – как нужно прекратить объединение групп, представителей и членов которых мы не знаем. Во Франции есть организации, которые совершенно основательно считаются от темных разрушительных сил. Запомните твердо наставление: "Нужно особенно остерегаться приближающихся с Нашими формулами на устах". Произнесение формул одно, действие и сущность часто другое. Вы еще молоды и можете не узнать, как часто вывеска может именно скрывать правду. Поэтому будьте осторожны со всеми обществами и не вводите их в наш Европ(пейский) Центр.* Указания на такое объединение нет.»
Слышите, как ставится вопрос? Это с успехом можно приложить и к неуправляемому процессу создания новых обществ, растущих на территории России и СНГ как грибы после дождя, "представителей и членов которых мы не знаем". Мне не хотелось бы упоминать, в связи со всем этим, каких-либо фамилий. Но одного человека я обязана назвать. Это В.М.Сидоров, который все время собирает "объединительные" съезды рериховских организаций и выступает как самозваный "иерарх" в полном смысле этого слова. 112 страниц клеветы, разосланные в разные высокие инстанции, вышли из-под крыши его организации. Грязный опус был направлен непосредственно против Международного Центра Рерихов, созданного последним Рерихом, которому он, как всем известно, передал наследие своих родителей. Неужели это ни о чем не свидетельствует? Для Сидорова – нет. Нарушая все законы Иерархии, попирая волю Рерихов, он начал возню, целью которой является национализация наследия, находящегося в распоряжении МЦР. Те же, кто за ним идет, пусть посмотрят реальности в глаза... Как относится Елена Ивановна к такому явлению, как клевета? Ведь и она, и Николай Константинович подвергались подобным нападкам очень часто. Можно было бы махнуть на это рукой, по принципу "Собака лает, караван идет". Кстати, многие рериховцы так и поступают. Однако Елена Ивановна обращает наше внимание на один важный момент. В письме (03.05.35), она писала: "Принимая спокойно эти свидетельства (клевету – Л.Ш.) величия творимого Н.К., столь щедро выдаваемые приспешниками тьмы, мы все же должны протестовать, чтобы не ввести в соблазн малые и неумудренные сознания." А таких сознаний в нашем рериховском движении немало. Именно на них строили свою клеветническую кампанию, направленную против МЦР и его создателя С.Н.Рериха, так называемые "рериховцы".
Что собой представлял в действительности Святослав Николаевич, известно немногим. Обратимся к свидетельству самой Елены Ивановны. В письме к Б.Н.Абрамову (28.12.54), которое находится в архиве МЦР, она писала: "Он (Святослав Николаевич – Л.Ш.) у меня Махатма. Редкое сердце и прекрасный дух". Махатма! Многим ли это ясно? Предсмертное его поношение за передачу наследия МЦР, за письма в защиту вице-президента последнего, за то, что не поступал так, как кому-то хотелось, – ляжет позорным пятном на все рериховское движение России и на тех, кто нападал, и на тех, кто не защитил, и на тех, кто не уверовал только потому, что Махатма находился рядом, жил как человек, дышал с нами одним воздухом и ел то, что ели мы.
Можно ли продолжать считать рериховцами тех, кто писал подметные письма против Махатмы, особенно в последний год его жизни, кто пытался разрушить юридически и практически его детище – МЦР. К сожалению, эти темные разрушители продолжают считаться рериховцами, а некоторые из них занимают руководящие позиции в движении. Мы ждем, когда они "исправятся".
Главный вывод, который вытекает из всего сказанного, состоит в том, что в нашем рериховском движении отсутствует общественное мнение, сформулированное строгим соблюдением закона Иерархии. Это обстоятельство в сочетании с непомерной самостью и есть причина основных наших болезней, приводящих к расколам, конфронтации и взаимной вражде. Пора, в конце концов, осознать, что иерархическая преемственность находится там и в том, что было создано самим Махатмой, принимавшим Указы Учителя. К сожалению, наше рериховское движение, за немногим исключением, оказалось незрелым и неподготовленным к культурно-духовным задачам, которые ставят перед ним Жизнь и Эволюция. Можно ли это исправить? Несомненно, но при условии соблюдения Закона Иерархии и отречения от самости. Последнее связано с огромной внутренней работой каждого члена нашего движения. Послушайте, что по этому поводу пишет Елена Ивановна. "Никто не будет препятствовать Вам собирать молодежь вокруг Живой Этики, но собирайте искренних и стремящихся, также сразу не ставьте себя их водителем, но лишь братом их собирающим. Ибо только время и личные Ваши заслуги могут выдвинуть Вас на пост водителя, и тогда, может быть, придет и истинное утверждение. А пока что вникайте в Учение с новой точки зрения, именно великого смирения в духе и подвиге самоотречения. Отбросьте всякое стремление к самовозвеличиванию. Самовозвеличивание, самонадеянность и властолюбие – непреодолимые скалы на пути к достижению". (Письмо к М.Е.Тарасову 10.06.34) Лучше не скажешь! Теперь оглянемся вокруг себя. Много ли среди руководителей теперешних рериховских обществ "братьев собирающих"? Ведь этим понятием "брат собирающий" надлежит мерить качество будущего водителя. Пусть руководители обществ попробуют приложить это понятие к себе. Получится очень поучительная картина.