Продолжаем цитировать любителя улыбки: "Можно предположить, что в отношениях с другими людьми (посторонними) у Николая Рериха всегда присутствовал холодок. Я готов подтвердить под присягой, что тибетские ламы любят шутку, как, впрочем, и обитатели Шамбалы". (стр.89)
Головокружительный пируэт мысли автора. Мы видели: "Гималайские Махатмы" берутся А.Н.С. в кавычки, как мнимые фигуры. И это не мешает ему "подтвердить под присягой", что "обитатели Шамбалы" (т.е. те же "Гималайские Махатмы") "любят шутку"...
Над кем подшучивает А.Н.С.? Над "фантомами" Блаватской? Над читателями? Нет. Над самим собой! Несообразности его вовсе не от избыточного юмора, а от навязчивого стремления во что бы то ни стало умалить, преуменьшить, принизить Светлых Мыслителей масштаба, несопоставимого с обыденными крошечными рамками игривого и игрушечного интеллекта... От преднамеренного умаления до сведения "на нет" – один шаг: "Практическое значение идей Блаватской для России оказалось близким к нулю"; "Н.К.Рерих отчетливо понимал, что их практический идеализм, к сожалению, не дал тех результатов, на которые они рассчитывали..."
На что именно рассчитывали Блаватская и Рерихи, Сенкевич рассказать скупится. Зато он щедр на двусмысленно-ядовитые намеки. Так, о Центральных Азиатских экспедициях Рерихов он саркастически заявляет: "Экспедиции шли под американским флагом, а организовывали их советские менеджеры". Цель – захват Далай Ламы и завоевание Тибета. Какими силами? С помощью какого воинства? И тут у Сенкевича находится оглушительный ответ. Экспедиция, мол, была насыщена оружием. Уточним: стрелковое оружие имелось для отражения нападения бандитов. И не один раз выручало экспедицию. "Была еще и тяжелая артиллерия"(?!). В ход идут уже совсем бредовые небылицы. Уж не кремлевская ли Царь-пушка, взятая напрокат во время остановки в Москве? Увы! Известно, что Царь-пушка никогда не стреляла. А статья Сенкевича, в которой столь предвзято и провокационно "обыгрываются" Рерихи, не без ехидства названная "Любовь к желтому, или по следам почти исчезнувшей традиции" – всего лишь холостой выстрел по репутации людей, находящихся выше всяких подозрений.
Можно любить или не любить "желтое" (культуру Востока), можно делать вид, что любишь "желтое" (это вопрос искренности человека), но любить лживое нельзя!