Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Долгин Юлиан Иосифович

Святые откровения и пустые предубеждения

Обществом культурных связей с Индией, Домом Европы в Москве и Институтом мировой литературы им. А.М.Горького Российской Академии Наук издан большой и прекрасно оформленный сборник, посвященный философии и этнографии индуизма и буддизма. Сборник называется "Аватара" (М., 1996 г.) и содержит ряд статей и стихов, представляющих интерес не только для достаточно осведомленных в эзотерике читателей, но для всех, сердца которых открыты к Высоким Истинам, выходящим за пределы нашего больного и безумного земного мира...

Однако позиция главного редактора А.Н.Сенкевича к основоположникам современного Тайнознания – В.П.Блаватской, Е.И.Рерих и Н.К.Рериху, как будто благожелательно-уважительная, противоестественно сочетается с ничем не оправданными уничижительными выпадами против Них, и требует принципиальной корректировки.

В предваряющем сборник пояснительном вступлении "Нисхождение Божества" А.Н.Сенкевич справедливо констатирует: "Земля, отягощенная грехами, оказалась на краю всеобщей гибели". Далее, согласно Восточной традиции, он пишет: "На помощь Земле, изнемогающей под бременем зла, приходят боги, дабы... восстановить высшую справедливость... Во имя служения Земле божества, как высшие силы мироздания, совершают великий подвиг самопожертвования: посвящают себя земным делам".

Такое вступление подготавливает читателей к осознанию огромного значения космической концепции индуизма и буддизма, величайшими знатоками и провозвестниками которой были – в XIX веке Е.П.Блаватская, а в XX веке Рерихи (Е.И. и Н.К.).

Но как выглядят эти Светочи Духовного Знания в статьях А.Н.Сенкевича? Прокламируя "нисхождение Божества" ради спасения человечества, автор не высказывает ни малейшего сомнения в реальности существования Божественного Аватара и в решающую роль миссии Его. Вместе с тем, в статье "Семь тайн Елены Блаватской", он напрочь отказывается признать действительность Богов – спасителей Земли, объявляя Блаватскую заправской выдумщицей: "Мифотворчество по поводу Мории и других "Гималайских Махатм" является для Е.П.Блаватской одной из ее навязчивых фантазий", (стр.39)

Спрашивается: какая навязчивая фантазия побудила А.Н.С. сначала показать себя апологетом Аватаров, а потом представить Их фиктивными персонажами воображения?

"Тайная Доктрина" – бессмертное произведение Блаватской, написанное Ею под руководством Махатм и на основании архаического манускрипта "Книги Дзиан", по Сенкевичу – чуть ли не заимствованное из "Гармонической философии" Джексона Дэвиса, у которого Она, якобы, переняла и представления о происхождении и эволюции звездных миров..." (стр.90)

Еще более резко, а главное – предубежденно и несправедливо – отзывается А.Н.С. о Елене Рерих, ссылаясь на письма секретного чиновника Яловенко, обязанного по характеру своей службы превратно представить необыкновенную личность Матери Агни Йоги: "Она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы". Н.К.Рерих "подпал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхъестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Е.И., но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области".

Еще бы! Сей "специалист" невропатологии являлся сотрудником МИД СССР... Но, по мнению А.Н.С., письмо этого, с позволения сказать, "эксперта", представляет "несомненный интерес"... Только для кого? Конечно, для всех ненавистников Рерихов, готовых принять за чистую монету любую клевету, возводимую на них глупцами или фальсификаторами...

По-своему оригинальна диагностика людских душ доктора филологических наук Сенкевича. Последний доверяет исключительно улыбчивым людям и не выносит физиономий со строгим выражением: "Всякий раз, встречаясь с людьми серьезными, без улыбки на лице, я напрягаюсь: жду какой-нибудь гадости. Самым поразительным было узнать ... что Николай Рерих, гуляя перед своим домом в гималайском поместье в Нагаре, никогда не улыбался. Он был сумрачен и вполне соответствовал своим автопортретам" (?)

Невозможно здесь не напомнить Сенкевичу, что Н.Рерих автопортретов своих не писал. Как известно, портреты Н.Рериха выполнены его сыном – Святославом Рерихом! (Пример непростительного невежества для филолога-искусствоведа...)

"Сумрачность" Н.К.Р. подтверждается неким свидетельством: "Об этом мне рассказала госпожа Шарма – жена управляющего поместьем".

Какая доверчивость у А.Н.С. Даже у бесчеловечных средневековых инквизиторов было гуманное правило: один свидетель – не свидетель. Не каждый привередливый критик способен переплюнуть инквизитора!

Но допустим, что Н.Рерих, как подавляющее большинство мудрецов, отличался суровой сосредоточенностью. Предвещало ли это какой-то подвох с его стороны? (Не поворачивается язык повторить абсурдное подозрение Сенкевича о "гадости")

Люди старшего поколения помнят легкомысленную песенку: "Капитан, капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка – это флаг корабля..." Автору песенки не приходила в голову малоприятная ассоциация: корабли с постоянно "улыбчивым" флагом предвещали смерть. Пиратский флаг назывался "веселый Роджер". На нем череп скалил зубы.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru