Понимание культурно-энергетических процессов формирования нового пространства дополняется вертикалью исторических путей, пролегающих по системе рек западнее Дона и соединяющих вдоль лесной местности территории поздней Европы с Европой первоначальной. По этой вертикальной границе "двух полушарий" Евразии, связанной с торговыми путями, создавалось новое качество славянско-скифской психологии русского этноса, насыщенное токами, возникшими между эллинско-скандинавскими культурными полюсами, усиленными впоследствии христианским влиянием. Пролегала эта граница по пути из Варяг в Греки — "становому хребту" исторического пространства русской государственности[2].
Этапы освоения Востока и Запада, Севера и Юга проходили через периоды распада и синтеза возникающей общности, отмеченные на разных уровнях формирования "всечеловеческой" природы русского суперэтноса.
Синтез созревал в отдельных центрах пространства и периодически имел локальные манифестации. Из подобных энергетических центров развертки новой самосознающей наднациональной общности нужно отметить Алтай. Свидетельством этого является то, что скифское искусство и, в особенности, звериный стиль, наиболее вероятно, имели свои истоки на Алтае и в Туркестане (с возможной иранской основой). Вехи продвижения скифского звериного стиля свидетельствуют об алтайском эпицентре, определявшем направления распространения силовых линий живой культуры (Юг будущей России 7-6 вв. до н.э.; Сибирь района Минусинска 6-5 вв. до н.э.). Взаимосвязи и сочетания разновидностей звериного стиля удивительно многообразны и раскрывают новое космическое измерение взаимодействия пространства, человека и истории. В этом искусстве сходятся пути из Тибета, Монголии, Ирана, Сибири, Греческой архаики (в особенности ионийской), Месопотамии, Ассирии и др.[3]
3. Интересно отметить, что Иван Васильевич Вернадский — отец создателя учения о Биосфере и Ноосфере, высказывал в своих работах похожие мысли, которые, наверное, повлияли на формирование научно-философского склада ума сына. "...Полярность есть общий закон в природе, она должна быть и в истории. Если полюсы находят во всех отдельных телах, и если мы принимаем народ за отдельный организм, а государство за тело, то полярность должна существовать и в них. Всякое действие, как и всякое движение, встречает противодействие, сопротивление. Не видим ли мы того же в жизни и стремлениях народов? История показывает нам, что Запад и Восток — два полюса исторического мира" — писал И.В.Вернадский[4]. Петербургский исследователь творчества В.И.Вернадского В.А.Росов дает дополнительные сведения о взглядах И.В.Вернадского: "...затем <И.В.> говорит о появлении нового элемента общности людей, явившегося на Руси с Варягами, как о положительном полюсе. Походы на Византию сделали варяжский элемент отрицательным, однополярным с Византией, были усвоены ее формы (принятие христианства и освоение византийской культуры) и столкновения между этими "политическими телами" прекратились. Позже на Руси происходит расслоение на демократический, вечевой полюс (отрицательный), выраженный более на севере, и аристократический, княжеский полюс (положительный) — на юге. Именно по этой причине происходит борьба княжеств, юга с севером и, при завоевании Руси монголами, — разгром ими юга и пощада севера. И.В.Вернадский разбирает всю историю России как столкновение полюсов. "Полюсной" точкой зрения объясняется и уникальное положение России, совмещающей в себе как бы два полюса, два начала — Запад и Восток. Примечательно, что первоначальный вариант статьи имел название "Старина и дыхание Востока", и более поздний — "Запад и Восток"[5].
Представленные подходы имеют так же определенную аналогию со взглядами Владимира Соловьева, который выделял три силы, управляющие человеческим сообществом:
1. Интегрирующую со строгим приматом единой организующей воли, доходящей, например, на мусульманском Востоке до тирании;
2. Деструктивную, дискретную, направленную на выявление максимальной обособленности, примером ее выражения у Соловьева служит западный протестантизм;
3. Синтезирующую, поддерживающую целостность единства в многообразии.
4. Если перевести проявления этих сил в плоскость взаимоотношений духа и материи, то можно отчетливо увидеть, что рассмотрение и объяснение этого вопроса явилось краеугольным камнем и для Евразийцев, и для мыслителей-космистов, и для философов, старавшихся обобщать результаты естественно-научных, социо-культурных и исторических исследований, и для древней и современной религиозной философии. Различия, в основном, касались величин спектров качественных уровней проявления, описываемой реальности и способностей к обобщению существующих пространственно-временных форм и рядов их причинных взаимосвязей. Разной была и степень приближения к постижению Принципа, определяющего это фундаментальное взаимоотношение.
- [1] Агбунов. М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989. – 9 с.
- [2] Приведенный взгляд обоснован Санкт-Петербургским историком Д.А.Мачинским, создателем новой науки — геософии.
- [3] Подробный анализ гипотез происхождения скифского звериного стиля проделан в ряде работ М.И.Ростовцева ("Скифия и Боспор" – 1925, "Iranians and Greeks in South Russia" – 1922, "The Animal Stile on South Russia and China" – Oxford , 1929). Также см. С.И. и Н.М.Руденко. Искусство скифов Алтая. ГМИИ, 1949. И известное исследование Ю.Н.Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" – Прага, 1930 (На англ. яз.).
- [4] Вернадский В.И. Политические полюсы: Запад и Восток. Цит. по кн.: Росов В.А. В.И. Вернадский и русские востоковеды. СПб.: 1993. – 31 с.
- [5] Там же. – 31-32 с.
- [6] Мир Огненный. Ч. 3, п. 79.
- [7] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 54 с.
- [8] Беспредельность. Т. 2, п. 848.
- [9] Соловьев В.С. Смысл любви. Собр.соч. в 10 томах. – СПб.: 1911-1914. Т.7.
- [10] Соловьев В.С. Там же.
- [11] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 26 с. (письмо от 05.09.35).
- [12] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 1. – 438 с. (письмо от 20.04.35).
- [13] Личков Б.Л. ААН. Ф.1039, оп. 1, д. 21, л. 41, 42, 44.
- [14] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 509 с.
- [15] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Цит. по кн.: Русский Космизм. – М.: 1993. – 8 с.
- [16] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 43 с.
- [17] Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (Микрокосм и макрокосм). Цит. по кн. Русский Космизм. – М.: 1993. – 172 с.
- [18] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 132 с.
- [19] Письмо Ф.И. Щербатского В.И. Вернадскому (Тверь), 30 июля 1931 г . ААН. Ф. 518, оп. 3, д. 1896, лл. 8-9. Автограф.
- [20] Беспредельность. Т. 1, п. 23.
- [21] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 58 с. (письмо от 17.10.35).
- [22] К.Э.Циолковский. Воля Вселенной. – Калуга: 1928. – 15 с.
- [23] Рерих Е.И. Письма 1932-1955. – Новосибирск: 1993. – 504 с. (письмо от 27.09.46).
- [24] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.: Наука, 1981. – 231-233 с.
- [25] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Русский космизм. – М.: 1993. – 309 с.
- [26] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. Т. 1. – 16 с. (Письмо от 01.03.1929).
- [27] Рерих Е.И. О мысли // Детская литература. 1994. № 4, – 78 с.
- [28] Рерих Н.К. Дар небесный. 14 апреля 1935 г., Цаган Куре. Цит. по кн.: Листы дневника. – М.: МЦР, 1995. – 343 с.