Космос и Хаос, Дух и Материя, Жизнь и Смерть, Единое и Множественное, Мужское и Женское, Свет и Тьма — сколько еще понятийных обличий у этих начал?
История народов и судьбы отдельных личностей обусловлены ритмами пульсаций этих полюсов и способностью сознания созвучать токам космической воли. Ибо в сознании как бы встречаются все миры — мир мыслей, мир чувств и мир земной. И особенно тяжкую ношу принимают на себя те, кто сознательно выбирает служение миру — чем выше дух, тем большую ношу он принимает.
Долгим опытом жизней, осознанием многовековых достижений культуры складывается синтез духа. И если синтез духа народа представлен в его культуре, которая служит посредником между миром духовным и миром материальным, то так же и синтез духа отдельных, пока еще редких личностей, слагается в их творческом опыте и одухотворяет окружающую жизнь. Н.К. и Е.И.Рерихи ярко отмечены этими высокими накоплениями духа. Кратко обозначенные нами вехи исторических путей становления Российской общности, узловые точки судеб нашего народа, богатая палитра потоков культур других народов, слагавших красочную, трагическую и героическую симфонию русской истории отразились в жизни и творчестве Рерихов. Если проанализировать маршруты поездок Н.К.Рериха по России, а потом проследить пути его экспедиций, если перечесть многочисленные статьи, Листы дневника, просмотреть тысячи картин, если попытаться хоть в какой-то степени приобщиться к высокому полету его мыслей, то все яснее будет выявляться удивительно красивая и самоотверженная жизнь, сознательно строившаяся по намеченному плану и сопричастная глубоким истокам судьбы России и ее грядущим преображениям. Созвучность всех духовных устремлений художника, его чуткость к пульсу истории и уверенность мастера, созидающего Храм будущего, говорят о том, что он был выразителем лучших качеств сознания человека. И такие вехи картины его жизни, как Петербург, Старая Ладога, Новгород, Псков, Сибирь, Алтай, города Скандинавии, Англии, Франции, Америки, Индии, Монголии, Китая, Тибета и т.д. резонировали с прошлыми и будущими рекордами человечества.
"Формы жизни есть печать духа народа. Можно судить об упадке или восхождении народа не только по историческим фактам, но и по выражениям творчества. Когда духом овладеет грубость и невежество, то все выражения будут соответствовать установлениям жизни. В этом единении можно проследить все основные черты времени. Конечно, формы жизни дают всю окраску периодам истории. Чем отличаются первые три десятилетия двадцатого столетия? Войны, ужасы, жестокости, огрубение и самые страшные отрицания! Но можно распознать среди этого мрака формы Света. Пусть они меньше числом; пусть они разбросаны по коре Земли, но равновесие Света устанавливается не численностью, но потенциалом, не скученностью, но доблестью духа. Так на пути к Миру Огненному проникнемся значением великих форм и почтим особенно свет очей, которые несут человечеству мощь красоты"[6]. Руководящим принципом Н.К.Рериха, как он сам говорил, был синтез жизни. В действии набирался жизненный опыт и знания. В "постоянной подвижности работы", в экспедициях и экскурсиях обретались новые возможности для научных исследований Института "Урусвати" в Кулу. В.И.Вернадский высказывал родственные мысли: "Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью. Действие — характерная черта научной мысли"[7].
Знание законов эволюции позволило Рерихам сложить качественно новую ступень в мировоззрении русского космизма. Но почва была подготовлена трудами многих великих философов и тружеников искусства и науки.
"Когда слагается история страны, то нужно созидать, как можно утвержденнее. Как ступени разные, так насыщаются исторические строения. Каждая историческая ступень соответствует смещению Космического Магнита, потому Наши ступени так прекрасны"[8], — говорится в Учении Живой Этики.
А сколько построений невидимого мира ждет срока своего проявления. Сколько практических идей океана Учения, данного через Рерихов, должно быть воспринято и воплощено.
5. "Видимое преобладание материальной основы нашего мира и жизни так еще велико, что многие даже добросовестные, но несколько односторонние умы думают, что, кроме этого вещественного бытия в различных его видоизменениях, вообще ничего не существует. Однако, не говоря уже о том, что признание этого видимого мира за единственный есть произвольная гипотеза, в которую можно верить, но которой нельзя доказать, и не выходя из пределов этого мира, должно признать, что материализм все-таки неправ даже с фактической точки зрения" — отмечал Вл.Соловьев[9]. И далее, рассматривая направление космического процесса создания "животной индивидуальности, для которой единство идеи существует в образе рода", философ заявляет: "Уже в природном мире идее принадлежит все, но истинная ее сущность требует, чтобы не только ей принадлежало все, все в нее включалось или ею обнималось, но чтобы и она сама принадлежала всему, чтобы все, т.е. все частные и индивидуальные существа, а следовательно и каждое из них, действительно обладали идеальным всеединством, включали его в себя. Совершенное всеединство, по самому понятию своему, требует полного равновесия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным. Полнота идеи требует, чтобы наибольшее единство целого осуществлялось в наибольшей самостоятельности и свободе частных и единичных элементов — в них самих, через них и для них"[10].
- [1] Агбунов. М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989. – 9 с.
- [2] Приведенный взгляд обоснован Санкт-Петербургским историком Д.А.Мачинским, создателем новой науки — геософии.
- [3] Подробный анализ гипотез происхождения скифского звериного стиля проделан в ряде работ М.И.Ростовцева ("Скифия и Боспор" – 1925, "Iranians and Greeks in South Russia" – 1922, "The Animal Stile on South Russia and China" – Oxford , 1929). Также см. С.И. и Н.М.Руденко. Искусство скифов Алтая. ГМИИ, 1949. И известное исследование Ю.Н.Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" – Прага, 1930 (На англ. яз.).
- [4] Вернадский В.И. Политические полюсы: Запад и Восток. Цит. по кн.: Росов В.А. В.И. Вернадский и русские востоковеды. СПб.: 1993. – 31 с.
- [5] Там же. – 31-32 с.
- [6] Мир Огненный. Ч. 3, п. 79.
- [7] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 54 с.
- [8] Беспредельность. Т. 2, п. 848.
- [9] Соловьев В.С. Смысл любви. Собр.соч. в 10 томах. – СПб.: 1911-1914. Т.7.
- [10] Соловьев В.С. Там же.
- [11] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 26 с. (письмо от 05.09.35).
- [12] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 1. – 438 с. (письмо от 20.04.35).
- [13] Личков Б.Л. ААН. Ф.1039, оп. 1, д. 21, л. 41, 42, 44.
- [14] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 509 с.
- [15] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Цит. по кн.: Русский Космизм. – М.: 1993. – 8 с.
- [16] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 43 с.
- [17] Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (Микрокосм и макрокосм). Цит. по кн. Русский Космизм. – М.: 1993. – 172 с.
- [18] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 132 с.
- [19] Письмо Ф.И. Щербатского В.И. Вернадскому (Тверь), 30 июля 1931 г . ААН. Ф. 518, оп. 3, д. 1896, лл. 8-9. Автограф.
- [20] Беспредельность. Т. 1, п. 23.
- [21] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 58 с. (письмо от 17.10.35).
- [22] К.Э.Циолковский. Воля Вселенной. – Калуга: 1928. – 15 с.
- [23] Рерих Е.И. Письма 1932-1955. – Новосибирск: 1993. – 504 с. (письмо от 27.09.46).
- [24] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.: Наука, 1981. – 231-233 с.
- [25] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Русский космизм. – М.: 1993. – 309 с.
- [26] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. Т. 1. – 16 с. (Письмо от 01.03.1929).
- [27] Рерих Е.И. О мысли // Детская литература. 1994. № 4, – 78 с.
- [28] Рерих Н.К. Дар небесный. 14 апреля 1935 г., Цаган Куре. Цит. по кн.: Листы дневника. – М.: МЦР, 1995. – 343 с.