С развитием Ноосферы человек впервые становится "крупнейшей геологической силой, он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше"[14]. То есть, самоорганизация природы доходит до уровня, когда ее разумная часть — человечество начинает влиять на природные процессы, стремится управлять ими, использовать в своих интересах. Когда это влияние принимает планетарный размах и человек вооружается придуманными им механическими, электрическими и атомными средствами покорения природы, побуждаемый эгоистическими намерениями, не подозревает о смысле и направленности общей эволюции, это приводит к постепенному самоубийству. Но это не значит, что саморазвитие природы лишено целесообразности. Выход в бессмертие возможен через сознательный труд во имя общего блага. "Природа в нас, — писал Н.Ф.Федоров, — начинает не только сознавать себя, но и управлять собою". "В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим". "Должна быть умерщвлена, наконец, и смерть сама — самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т.е. неродственности". "Все должны быть познающими и все — предметом знания"[15].
8. Итак, выход в осознанном возвращении к единству, к исконному родству и, более того, к братству. "Впервые идея единства всего человечества, людей как братьев, вышла за пределы отдельных личностей, к ней подходивших в своих интуициях или вдохновениях, стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований"[16]. Одновременно с этим возникает вопрос об ответственности человека перед природой, сообществом, перед его личным эволюционным призванием. Без этической оценки научного познания мира этот вопрос не разрешить. И если прав В.И.Вернадский, утверждая, что "научно понять — значит установить явление в рамки научной реальности — космоса" , то прав и Н.А.Бердяев, наделяя космос свойствами живого, этически организованного и разумного существа, с жизнью которого неразрывно связана жизнь каждого человека: "Степень ответственности за то состояние, в котором находится омертвелая природа, зависит от степени свободы и иерархического места в космосе. Всего более ответственен человек и всего менее камни. Царь ответственнее, чем последний из его подданных... Освобождение и творческий подъем всечеловека есть освобождение и творческий подъем космоса. Судьба микрокосмоса и макрокосмоса нераздельна, вместе они падают и поднимаются... Человек не может просто уйти от космоса, он может лишь изменить и преобразить его. Космос разделяет судьбу человека и потому человек разделяет судьбу космоса. И только человек, занявший место в космосе, уготованное ему Творцом, в силах преобразить космос в новое небо и новую Землю... "[17].
Идеи единства родственны всем космистам. Закон Иерархии обоснован на естественнонаучном уровне обобщения В.И.Вернадским. Вспомним в учении о Биосфере наличие уровней взаимосвязей живого и косного вещества, где живое вещество, включившее в свой кругооборот косное вещество Биосферы, ускоряет его эволюцию посредством биогеохимической энергии. Да и развитие самой биогеохимической энергии в высшую форму "энергии человеческой культуры", создающей ноосферу[18], говорит о том же великом Законе. Таким образом социально-культурные формы организации живого вещества, развивая ноосферу, ускоряют эволюцию живого вещества биосферы в значительной мере через действие научной мысли как планетного явления. Биогеохимическая энергия поддерживает эту иерархическую целостность эволюционных слоев материи. Родственным биогеохимической энергии понятием у Рериха выступает психическая энергия. Обобщив изученные за много веков свойства психической единоначальной энергии, Рерихи открыли новые горизонты для научных исследований этой единоначальной энергии, являющейся основой жизненных процессов.
В начале века физика начала интересоваться единой теорией поля и искать обобщающие законы взаимосвязи вещества и энергии через открытия теории относительности и квантовой механики. Вернадский делает первую грандиозную попытку ввести понятие всесвязующей энергии в макромир. Ведь вся Биосфера "покрыта трансформаторами" живого вещества, преобразующими энергию одного вида в другой. Как они взаимосвязаны, какие силы их объединяют, каков смысл этой грандиозной симфонии жизни, какой стимул, магнит толкает волну множества жизней на новые проявления; и поскольку жизнь это космическое явление, то и источник, двигатель, сердце земной жизни, наверное, нужно искать в космосе — эти вопросы мучили ученого. С ними он обращался к мыслителям прошлого, к истории религии. Известный буддолог, Ф.И.Щербатской, друг В.И.Вернадского, так отвечал ему в одном из писем: "То, что Вам нужно, т(о) е(стъ) "биохимическая энергия", вероятно, соответствовала бы индийскому понятию о карме; это всеобщая пружина бытия, бергсовский "alone vital"[19].
- [1] Агбунов. М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989. – 9 с.
- [2] Приведенный взгляд обоснован Санкт-Петербургским историком Д.А.Мачинским, создателем новой науки — геософии.
- [3] Подробный анализ гипотез происхождения скифского звериного стиля проделан в ряде работ М.И.Ростовцева ("Скифия и Боспор" – 1925, "Iranians and Greeks in South Russia" – 1922, "The Animal Stile on South Russia and China" – Oxford , 1929). Также см. С.И. и Н.М.Руденко. Искусство скифов Алтая. ГМИИ, 1949. И известное исследование Ю.Н.Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" – Прага, 1930 (На англ. яз.).
- [4] Вернадский В.И. Политические полюсы: Запад и Восток. Цит. по кн.: Росов В.А. В.И. Вернадский и русские востоковеды. СПб.: 1993. – 31 с.
- [5] Там же. – 31-32 с.
- [6] Мир Огненный. Ч. 3, п. 79.
- [7] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 54 с.
- [8] Беспредельность. Т. 2, п. 848.
- [9] Соловьев В.С. Смысл любви. Собр.соч. в 10 томах. – СПб.: 1911-1914. Т.7.
- [10] Соловьев В.С. Там же.
- [11] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 26 с. (письмо от 05.09.35).
- [12] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 1. – 438 с. (письмо от 20.04.35).
- [13] Личков Б.Л. ААН. Ф.1039, оп. 1, д. 21, л. 41, 42, 44.
- [14] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 509 с.
- [15] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Цит. по кн.: Русский Космизм. – М.: 1993. – 8 с.
- [16] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 43 с.
- [17] Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (Микрокосм и макрокосм). Цит. по кн. Русский Космизм. – М.: 1993. – 172 с.
- [18] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 132 с.
- [19] Письмо Ф.И. Щербатского В.И. Вернадскому (Тверь), 30 июля 1931 г . ААН. Ф. 518, оп. 3, д. 1896, лл. 8-9. Автограф.
- [20] Беспредельность. Т. 1, п. 23.
- [21] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 58 с. (письмо от 17.10.35).
- [22] К.Э.Циолковский. Воля Вселенной. – Калуга: 1928. – 15 с.
- [23] Рерих Е.И. Письма 1932-1955. – Новосибирск: 1993. – 504 с. (письмо от 27.09.46).
- [24] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.: Наука, 1981. – 231-233 с.
- [25] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Русский космизм. – М.: 1993. – 309 с.
- [26] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. Т. 1. – 16 с. (Письмо от 01.03.1929).
- [27] Рерих Е.И. О мысли // Детская литература. 1994. № 4, – 78 с.
- [28] Рерих Н.К. Дар небесный. 14 апреля 1935 г., Цаган Куре. Цит. по кн.: Листы дневника. – М.: МЦР, 1995. – 343 с.