Бесконечно прекрасный Облик Христа стал ведущим для двух тысячелетий истории человечества. Его Имя не оставляло равнодушным ни одно устремлённое создание. Его Учение дало миру сотни святых – известных и оставшихся незамеченными официальной историей, которые освещали и освящали собою окружающую жизнь. С веками христианство изменялось и внешне, и, как это ни печально, внутренне. В Средние века эти изменения зашли так далеко, что можно было говорить о христианстве без Христа, так как придавалось больше значения церковным обрядам, чем живому слову Учителя. И тогда прошли перед изумлённым человечеством Посланцы Мира Высшего, названные позднее Учителями Церкви – ее реформаторы: Св.Сергий Радонежский, Св.Тереза Авильская, Св.Франциск Ассизский, Св.Клара, Св.Екатерина Сиенская, Св.Елизавета Венгерская... Всех их объединяет одно – в каждом отразился величественный Лик Учителя, каждый нёс весть Христа в который раз забывшему о Нём человечеству...
Нынешнее время в чём-то похоже на раннее средневековье: то же поразительное невежество в вопросах духа и духовности, та же удивительная приверженность разного рода суевериям, то же обрядоверие и «брожение умов» – секты, магия, спиритизм... Так и видится маячащая на горизонте «святая инквизиция», готовая во Имя Учителя Любви устроить грандиозную чистку мозгов заблудшим чадам. И нынешнее состояние дел показывает со всей очевидностью, что это вовсе не плод воспалённой фантазии, а, к сожалению, реальность нашей современной жизни. Только инквизиция усовершенствовала свои методы и, как полагается в эпоху прогресса, действует больше не на тела, а на души, вернее, на мысли и умонастроение огромного числа «новообращённых», ещё вчера, быть может, не раскрывавших Евангелия. Но Инквизиция средневековой Европы хотя бы четко разграничивала сектантов – «еретиков» – претендовавших на церковное устройство и христианское звание, и «неверных» – никакого отношения ни к церкви, ни к христианству не имевших и не скрывавших этого. Нынешние же ревнители истинной веры вообще не видят разницы между сектантством и самостоятельным учением, и предпочитают всех инакомыслящих без разбора зачислять в сектанты. И, естественно, бороться с ними (жаль, аутодафе нынче под запретом!).
Совсем свежий пример такой борьбы: Архиерейский Собор РПЦ в последнем квартале 1994 года объявил, что последователи учений Блаватской и Рерихов могут считать себя вне Церкви, так как сами себя от неё отлучили, увлёкшись «лжерелигиями». Вот так, не вдумываясь и, вероятно, не изучив ни одной книги вышеупомянутых «еретиков». Церковь совершила весьма опрометчивый поступок.
Итак, Рерихи были уличены в «антихристианстве», то есть, по сути, объявлены противниками христианского учения, не имеющими ничего общего с Христом. Объявлены, несмотря на многочисленные их высказывания – и в книгах, и в письмах, – выражающие глубокое почитание Христа и указывающие на искреннюю, живую веру, основанную на знании (интересно отметить, что первые христиане называли себя «гностиками», указывая на обладание знанием). Именно к такой вере призывал Христос, говоря: «будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи». Что, как не эта одухотворённая, сердечная мудрость заставила Е.И.Рерих написать в 1934 году в одном из писем: «...если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да ещё на основном языке этих Евангелий,... то новый смысл слов и подлинный величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением...». Именно изучение и углубление в Учение Христа, а не слепая вера в церковные догмы, дало возможность Рерихам вместить Его Облик, принять Его в свою жизнь и истинно следовать Его заветам.
Вмещение Образа – непростая задача, но необходимая при приближении к сути Учения. Этому вмещению невозможно научить, оно всегда индивидуально, как и жизненный опыт каждого человека. Оно приходит, когда становится невозможным жить без Учителя, когда каждое действие, слово и мысль поверяются Его заветами, когда это происходит по естественному движению сердца, без малейшего насилия воли, – просто потому, что иначе дух уже не может жить. История знает примеры такого полного слияния, обожения человека, иначе называемого святостью. Достаточно вспомнить Св.Франциска, который до такой степени соединился со Христом духовно, нося Его Образ в сердце каждый миг своей жизни, что видел Его во всём, и всякое творение напоминало ему о Христе, и даже телесно он уподобился Учителю, впервые в истории христианской святости получив стигматы.
Конечно, современному человеку непросто достичь такого сосредоточения на избранном Облике в силу многих причин, но – не невозможно. И при всяких попытках это сделать видение Облика будет индивидуальным, соответствующим сознанию конкретного человека.
Но в Учении Христа все же на первом месте стоит не индивидуальное блаженство, и даже не созерцательность (хотя и это важно), но максимальное служение окружающим; деятельная помощь, насыщенная духовно («любите друг друга, как Я возлюбил вас») в соединении с целесообразностью действий («не вливают вина молодого в мехи ветхие» [Мф.9,17; Мк.2,22; Лк.5,37.]) – вот то христианство повседневности, которым совершается восхождение к новой жизни. Не обособление в «святости для себя», не возношение и самолюбование, но суровый труд на благо мира по примеру Самого Христа. Не об этом ли следует помнить, читая строки письма Е.И.Рерих от 17.01.36 г.: «...Учение Христа есть, именно, учение Общего Блага, и не понимающий и отрицающий этот принцип отрицает и самого Провозвестника... Христос и Общее благо синонимы». Уже упоминавшийся великий святой – Франциск из Ассизи – был не только созерцателем, но и деятелем-практиком. Призывая не отрываться от земли, возносясь духом в миры иные, он говорил: «послужим земному, устремляясь к небесному». И в этом вполне следовал Учению Христа. Также и Великий Сергий, причащаясь из Огненной чаши, строил на земле, – прочно, на века.