Бляшка IV века до н. э. из Анапы состоит из трех больших и 31 малой полусферы [61, 4-я сторона обложки]. Последние распределены кольцами в количестве 12, 13, 13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.
В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими [7, с 334, табл. 29, №31]. В сумме они составляют пятнадцать - половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые, но и полуцелые числа. Так можно получить числа 31 и 29, 5 - значения лунного синодического месяца.
Бляшки словен новгородских первой половины первого тысячелетия н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием [4, с. 87, табл. 21, №19, №26].
Замечательные украшения словен новгородских, лунницы, выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер [4, с. 281, табл. 68, №14]. Лунницу из Старо-сиверского монастыря окаймляют тридцать маленьких полусфер; орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию [4, с. 227, табл. 53, №16].
Удивительно, что среди некоторых венгерских находок Восточной Европы средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет протоиндийский символ года [8, с. 352, табл. 103, №5]. Такой же формы бляхи тюхтятскои культуры IX-X веков найдены в Хакасии [31, с. 98, табл. 21, №13].
В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время [44, с. 32, рис. 7]. Круг с тремя точками, как считает Э.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы [44, с. ЗЗ]. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени [46, с. 218, рис. 84] и петроглифов Ангары эпохи бронзы [17, с. 213, рис. 1]. А.Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха" [47, с. 28, табл. 58, №7; с. 253, табл. 153, №25]. Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.Рерих "Святые камни. Монголия" (1935-1936) и "Монголия. Всадники" (1935-1936). "Чингиз-хан (Всадник. Монголия)" имеет на груди такие же три круга.
Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) [48, с. 152, табл. 13, №4]. Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики [18, с. 180, 233].
Огромная трехчашечная личина видна у Н.Рериха среди облаков в эскизе декорации "Великая жертва" (1910) к балету Стравинского "Весна священная", а также в полотне "Путь великанов" (1910).
Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается [46, с. 163; 47, с. 86]. Символом полуденного солнца или небесным оком обозначал И. Савенков так называемый "третий глаз" на окуневских стелах эпохи бронзы [13, с. 58]. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира [13, рис. 11, 22, 27, 71].
К солнечной символике ведут и праславянские фибулы, и браслеты VII века до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями [55, с. 34]. Три солнца, считает Б. Рыбаков, выражают идею движения светила по небосклону: восходящее солнце - утро, в зените - полдень, заходящее - вечер русских сказок.
Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко [55, с. 343]. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX- начала XX века [21, с. 644, рис. 8в].
Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души [40, с. 48]. Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 году. Тогда в марте группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название - перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели грандиозное зрелище - лавину с Белухи.
- [1] Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
- [2] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.
- [3] Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
- [4] Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
- [5] Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
- [6] Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
- [7] Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
- [8] Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
- [9] Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
- [10] Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
- [11] Банк А.В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
- [12] Брюсова В.Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
- [13] Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
- [14] Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
- [15] Голан А. Миф и символ. М., 1993.
- [16] Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
- [17] Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М.А.Дэвлет, М., 1990.
- [18] Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980.
- [19] Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
- [20] Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.: Сов. художник, 1965, №80.
- [21] Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
- [22] Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
- [23] История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
- [24] История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
- [25] История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
- [26] История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
- [27] Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
- [28] Кашина Т.Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
- [29] Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
- [30] Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
- [31] Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
- [32] Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
- [33] Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
- [34] Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
- [35] Ларичев В.Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
- [36] Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
- [37] Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
- [38] Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
- [39] Маточкин Е.Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
- [40] Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
- [41] Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
- [42] Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
- [43] Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
- [44] Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
- [45] Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
- [46] Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
- [47] Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
- [48] Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
- [49] Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
- [50] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
- [51] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
- [52] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
- [53] Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
- [54] Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
- [55] Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
- [56] Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
- [57] Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
- [58] Смирнова Э.С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
- [59] Смирнова Э.С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
- [60] Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
- [61] Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
- [62] Спицын А.А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
- [64] Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
- [65] Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
- [66] Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
- [67] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
- [68] Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
- [69] Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
- [70] Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
- [71] Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
- [72] Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
- [73] Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
- [74] Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
- [75] The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
- [76] Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.