В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике [38, с. 49, рис. 31] и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао [29, с. 133]. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу IX-X веков до н. э. [68, с. 243, №693] и на бронзовой фигурке оленя в V-III веках до н. э. [76, Fig. 232].
Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII веков до н. э. (экспонируется в Эрмитаже). Широко распространяется знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской [6, с. 334, табл. 29, №23; 24] и Потисской [6, с. 335, табл. 30, №32; 75] групп. Изображен он и на изящной золотой серьге из раскопок В. Кубарева [75, рис. 98]. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея 400 года (экспонируется в Эрмитаже), на бронзовом кельтском браслете [66, табл. 30] и как декоративный элемент латенского стиля [66, с. 54, рис. 13]. В эпоху Средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить на предметах Лядинского могильника (древняя Мордва IX-XI веков) [70, вып. 10, табл. V, №1], на украшениях вымской культуры Прикамья [8, с. 305, табл. 57], а также на предметах инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров [8, с. 316, табл. 68, №5; 16]. В керамике знак продолжает наблюдаться в начале II тысячелетия в Армении [26, с. 167, рис. 164] и Грузии [26, с. 252, рис. 248].
В XVIII веке трехточечным узором расписана датская прялка [73, №78], а еще позднее разноцветные сферы украшают декоративное панно из Монголии [22, с. 313]. Н.Рерих в статье "Везде" упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но этот знак существовал еще в эпоху бронзы в триалетской культуре Дагестана [9, с. 265, табл. 100], в фибуле из Мингечаура [5, с. 171, табл. 57], в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии [7, табл. 107], в амулете из Мокрой Балки VII-VIII веков [6, с. 181, рис. 64, №33]. Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I веков до н. э. [5, с. 388, табл. 100] и Мархаматского комплекса из Ферганы I - IV веков н. э. [5, с. 439, табл. 151].
Говоря о старинных английских монетах, Н.Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 году, с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга [43, вып. XLVR, c. 77-79]. Еще более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II века, так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом [66, с. 134, рис. 31]. Вспоминая кельтские древности, Рерих создает эскиз костюма Изольды к опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" (1912). В верхнем правом углу листа художник дает крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерным для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.
На денге Б. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, такие же три круга [62, с. 79-82]. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая [45, с. 53, №20] и преподобного Сергия [64, с. 167]. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова [33, рис. 74] и Кирилла Белозерского [33, рис. 79]. Поэтому не случайно и у самого Рериха на двух картинах, изображающих святого Сергия (1932, ГТГ, МЦР), также присутствует знак Знамени Мира.
На иконах XIV века тремя кругами помечены шапки святых Бориса и Глеба [34, рис. 21; 19, рис. 31]. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV века до н. э. из Пантикапея [3, с. 302, кат. №4]. Знаком из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII века [60, с. 273, кат. №4]. Затем такой же узор обнаруживается на древне-болгарской иконе XIV века [74, р. 1]. В картине Н.Рериха "Труды Мадонны" (1931) плащ святой Заступницы также декорирован орнаментом из трех элементов в треугольной композиции. В раннем византийском блюде-дискосе - три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчиненность [11, рис. 122]. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трех евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сценой Распятия, затем идет к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.
В гениальной "Троице" Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине "Знак Троицы" (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы - знак Знамени Мира с чашей Христа - славит гармонию высших сил и высшую любовь в ее жертвенном подвиге.
- [1] Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
- [2] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.
- [3] Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
- [4] Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
- [5] Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
- [6] Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
- [7] Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
- [8] Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
- [9] Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
- [10] Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
- [11] Банк А.В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
- [12] Брюсова В.Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
- [13] Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
- [14] Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
- [15] Голан А. Миф и символ. М., 1993.
- [16] Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
- [17] Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М.А.Дэвлет, М., 1990.
- [18] Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980.
- [19] Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
- [20] Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.: Сов. художник, 1965, №80.
- [21] Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
- [22] Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
- [23] История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
- [24] История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
- [25] История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
- [26] История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
- [27] Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
- [28] Кашина Т.Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
- [29] Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
- [30] Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
- [31] Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
- [32] Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
- [33] Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
- [34] Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
- [35] Ларичев В.Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
- [36] Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
- [37] Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
- [38] Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
- [39] Маточкин Е.Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
- [40] Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
- [41] Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
- [42] Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
- [43] Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
- [44] Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
- [45] Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
- [46] Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
- [47] Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
- [48] Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
- [49] Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
- [50] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
- [51] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
- [52] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
- [53] Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
- [54] Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
- [55] Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
- [56] Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
- [57] Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
- [58] Смирнова Э.С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
- [59] Смирнова Э.С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
- [60] Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
- [61] Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
- [62] Спицын А.А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
- [64] Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
- [65] Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
- [66] Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
- [67] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
- [68] Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
- [69] Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
- [70] Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
- [71] Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
- [72] Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
- [73] Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
- [74] Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
- [75] The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
- [76] Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.