В.И.Вернадский тоже был космистом, но он как естествоиспытатель изучал, какое количество солнечной энергии ежегодно достигает поверхности Земли, какая часть этого количества уходит на разогрев воды океанов и поверхности суши, а какая с помощью хлорофилла зеленых растений тратится на создание органического вещества из неорганического: из воды, углекислого газа, некоторых минеральных компонентов. Далее он прослеживал судьбу той энергии, которая перешла в живое вещество: какая часть этой энергии тратится на движение живого вещества, какая расходуется на преобразование живым веществом мертвой природы, на изменение состава минералов, на процессы выветривания, а какая часть сохраняется вместе с органическим веществом в слоях земной коры, уходит на глубину и превращение в конечном счете в залежи угля, нефти, горючего газа. Ученый неоднократно подчеркивал, что, когда используется это подземное топливо, мы используем солнечную энергию, которая была захвачена органическим веществом, вместе с ним ушла на глубины Земли, а теперь мы из Земли извлекаем эту солнечную энергию для наших промышленных, транспортных и бытовых нужд. В.И.Вернадский во многих своих работах, не только популярных, подчеркивал, что мы живем космической энергией. Он допускал существование и других малоизвестных лучевых компонентов, приходящих на поверхность Земли от звезд в отраженном виде от других планет, но главным источником жизненной энергии считал тепловые и световые лучи Солнца. Вот такое понимание — у одного интуитивное, у другого чисто научное — связей Земли с Космосом. Это первая черта, свойственная и В.И.Вернадскому, и Н.К.Рериху.
Далее я бы хотел сказать о следующем. В.И.Вернадский и Н.К.Рерих были патриотами. В.И.Вернадский четыре года провел во Франции — с мая 1922 до мая 1926 года. Он поехал туда по приглашению ректора Сорбонны, высшего учебного заведения Франции, читать лекции по геохимии. Там он создал свою геохимию, свою "биосферу". А когда кончился срок всех продленных командировок и друзья стали уговаривать его не возвращаться в Россию, а остаться во Франции, он сказал, что может еще быть полезен для Родины и потому должен вернуться. И больше того, до 1934 года он ежегодно летом выезжал в разные страны — то в Скандинавию, то в Германию и Италию, чаще и больше всего во Францию, и, конечно, имел приглашение работать в самых оснащенных научных лабораториях и в несоизмеримо лучших условиях, чем в России, но всегда возвращался домой, полагая, что его труд необходим именно многострадальной Родине. В самые тяжелые дни Великой Отечественной войны В.И.Вернадский утверждал, что в XX веке проповедующий дикие идеи средневековья никогда не может иметь успеха, что фашизм обречен на гибель, что разум, добро и справедливость должны победить и восторжествовать.
Николай Константинович всю свою деятельность направлял во благо служения Родине и никогда не считал себя покинувшим Россию эмигрантом.
Но в то же время, будучи патриотами своей Родины, и В.И.Вернадский, и Н.К.Рерих осознавали себя и гражданами мира. Оба они великолепно владели многими иностранными языками, оба чувствовали себя комфортно и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Риме, и в Индии. Оба они напоминали, что различные национальные культуры могут сосуществовать и развиваться только в едином поле общечеловеческой Культуры. Оба пропагандировали — В.И.Вернадский в учении о ноосфере, Николай Константинович в Живой Этике и в других своих книгах — духовное объединение народов Земли. Они были оптимистами, верили, что существующая рознь между людьми временна.
Интересно, что и В.И.Вернадский, и Н.К.Рерих были поклонниками индийской философии, хорошо знали Веданту и работы средневековых индийских мыслителей, но их особенное внимание привлекали идеи отшельника конца XIX века Шри Рамакришны Парамахамсы и его блестящего высокообразованного ученика Свами Вивекананды, который проповедовал свои идеи не только в Индии, но и в Америке, и в Европе. И Рамакришна, и Вивекананда прежде всего учили, что все религии — только разные формы поклонения Единому Богу, что нет никакой принципиальной разницы в моральных устоях, в этике, которую несли народам создатели различных религиозных учений. Потом этический смысл Евангелий стал искажаться. Это прослеживается уже в посланиях Павла. Затем подверглись значительным изменениям и заповеди Магомета при составлении сур-толкований Корана в Александрии. Первоначальные же этические источники всех религий одинаковы, поэтому и Бог един. А что есть Бог? Один из афоризмов Парамахамсы: "Все живое есть Бог". Этот пантеизм, признание всего живого Богом, привлекал внимание и Н.К.Рериха, и В.И.Вернадского. Когда последний узнал, что в Лондоне вышло на английском языке пятитомное издание сочинений Вивекананды, он забросал письмами своих лондонских друзей, получил эти книги и детально их изучил, ибо английский язык он знал превосходно.
Многое сближает двух великих мыслителей первой половины нашего века. Значительная часть "Живой Этики" имеется на английском языке, издавалась неоднократно. Но не все, написанное Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной, имеется в английских изданиях. И у В.И.Вернадского были переведены только его ранние работы, а поздние, наиболее глубокие, в особенности его последний труд "Научная мысль как планетное явление", до сих пор не были известны на Западе, хотя они-то и представляют собой квинтэссенцию взглядов В.И.Вернадского.
Нам удалось с большим трудом начать англоязычное издание работ В.И.Вернадского. И вот я уже имею возможность преподнести английский перевод книги "Научная мысль как планетное явление" Международному Центру Рерихов.
Оба великих мыслителя огромное значение придавали науке. Вера должна равняться знанию и опираться только на знание. Так считал Николай Константинович. И почти такими же словами свои убеждения передавал Владимир Иванович. Недаром он считал, что наше будущее — это эра человеческого разума, ноосфера, которая преодолеет все международные розни, существующие сейчас.