Как мы видим, Уран дает первичную октаву эволюции среди всех планет. Далее эта нисходящая первичная энергия должна быть донесена до более приземленных слоев, где она и рождает все проявления жизни. Совершается этот процесс через планету-посредника, которая, с одной стороны, доступна для восприятия этим нижележащим слоям, а с другой – созвучна высшим токам.
Такой планетой является Юпитер. В Живой Этике сказано: "Сильны лучи Юпитера – они содействуют скорейшему распространению лучей Урана»[8]. Юпитер является важным посредником между Высшим и сознанием человечества, поскольку отвечает высшей части личности. Влияние его состоит в том, что, когда он входит в наиболее сильное положение, он поднимает человечество на более высокий уровень, освобождая от многих ограничений и предрассудков земного характера, и делает возможным мощный эволюционный сдвиг и последующее приобщение к высшим ураническим познаниям. Так Юпитер, эта извечно благая планета как важнейшая и первейшая ступень роста духа и фактор эволюции заслуживает самого пристального изучения. Именно с ассимиляции качеств, соответствующих его лучам, и начинается процесс восхождения, то есть преоборения ограничений грубо земного свойства.
Укажем лишь несколько аспектов влияния этого светила:
1) Период обращения Юпитера составляет 12 лет, в одном знаке он стоит в среднем около 1 года. Теперь, если мы, изучая гороскоп рождения, в то же время не позволим себе легкомысленно пренебречь пренатальным периодом формирования новой жизни в течение девятимесячной беременности, то увидим, что этот период совпадает с нахождением Юпитера в пределах одного знака. Значит, именно он, а не Солнце, является, по сути, звездою рождения, отвечающей гораздо более глубоким свойствам личности.
2) Именно на этом факте построена восточная система 12-летнего цикла, когда в соответствие человеку ставится не месяц, а год рождения. Пять периодов Юпитера дают тибетский 60-летний цикл, который мы рассмотрим ниже.
3) Из этой близости Юпитера сущности человека следует, что объединение кармических пар в семью, которое должно быть основано на сущностном созвучии между мужчиной и женщиной, астрологически определяется нахождением Юпитера в знаках одной стихии.
Когда же Юпитер имеет наибольшую силу? Можно предполагать, что эти годы, когда складываются многие положительные основы, так или иначе должны быть отмечены в сокровенной истории Земли. Рассмотрим последовательность дат: 1900, 1912, 1924, 1936, 1948... Не говорят ли они кое-что читателю? Все они соответствуют пребыванию Юпитера в знаке Стрельца. Значит, действительно, будет очень правильно прилагать суждение о важности того или иного года прежде всего к достоинствам Юпитера. Во времена античности Юпитер был Янусом, божеством года, очень важным мифологическим персонажем. Детальный анализ свидетельствует, что наибольшую силу Юпитер имеет в знаках стихии огня, причем Стрелец – самый сильный. Чуть меньше сила Юпитера в знаках Воздуха, особенно силен здесь он в Весах и Водолее. А вот в водных (за исключением Рака) и земных (за исключением Девы и отчасти Козерога) его стихийная сила откровенно слабее. Так 4-летние циклы вхождения Юпитера в огненные знаки и особенно 12-летний цикл его наибольшей силы дают годы важных событий. В книге «Структурный гороскоп» Ж.Аккуратовой и Г.Кваши подмечена последовательность 12-летней смены дат, несомненно имеющих большое влияние на историю России и всего мира: 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965... Они отмечают годы политических событий и потому, по нашему мнению, являются внешними следствиями ранее заложенных (сущностных) причин, отстающих от последних по времени.
Из перечисленных выше дат в цепи основного регулирующего события ритма двадцатого века о 1900 годе мы уже писали выше. Вообще, каждая такая дата сопровождается каким-то важным событием в Высших сферах, ибо Юпитер дает для этого базу ассимиляции. Теперь необходимо сказать о смысле 1912 года – это вторая дата, на которую мы обращаем внимание читателя.
31 января 1912 года (по новому стилю) Уран впервые после начала Эры Водолея вошел в свой знак, где он является управителем. Это – все тот же Водолей. Уран в Водолее порождает наибольшие следствия. Без сомнения, Солнечная система – механизм слаженный, и одновременное с этим усиление Юпитера было неслучайным. Что же произошло за те семь лет до 1919 года, когда Уран был в Водолее? Нет необходимости упоминать последствия для жизни общественной, но гораздо важнее указать на глубинную причину этих сдвигов. Ведь главное влияние Урана происходит на плане идейном, проявляясь в возникновении новых представлений, концепций, переоценке ценностей и отбрасывании заблуждений прежних, что закладываются тогда и расцветают, быть может, много позднее в разных областях знания – в науке, искусстве, духовной культуре.
Именно этот период, совпавший, по удачному выражению Всеволода Иванова[9], с выходом Н.К.Рериха в мир в качестве гуру-учителя, и дал начало Живой Этике, первая запись которой датирована 24 Марта 1920 года.
- [1] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993. Стр. 58
- [2] Ф.Ю.Зигель. Сокровища звездного неба. М., «Наука», 1986. Стр. 119.
- [3] К.Н.Рябинин. Развенчанный Тибет. Альманах «Ариаварта», № 1.
- [4] Е.П.Блаватская. Скрижали Кармы. М., МЦФ. Стр. 19.
- [5] Алан Лео. Эзотерическая астрология. М., 1994.
- [6] Беспредельность, часть II, § 332-336.
- [7] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993.
- [8] Братство, часть I. § 373.
- [9] Вс.Иванов. Рерих – художник/мыслитель. Рига, 1936.
- [10] Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина. Том I. Новосибирск, 1991. Стр. 466.
- [11] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993. Стр. 76.
- [12] Н.К.Рерих. Пути Благословения. Минск, 1991. Стр. 95.
- [13] Е.И.Рерих. Письма. Том. II. Минск, 1992.
- [14] Астрономический календарь за 1924 год. Н.Новгород., 1924 г.
- [15] Ю.И.Витинский, М.Копецкий, Г.В.Куклин. Статистика пятнообразовательной деятельности Солнца. М., «Наука», 1986. Стр. 184.
- [16] А.Л.Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. Стр. 13.
- [17] Беспредельность, часть II, § 338.
- [18] Н.К.Рерих. Листы дневника. Том II. М., МЦР, 1995. Статья «Пророчество». Стр. 310.
- [19] Н.К.Рерих. Листы дневника. Том III. М., МЦР, 1996. Статья «Жданные сроки». Стр. 138.
- [20] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993. Стр. 163.
- [21] «Оккультизм и йога» – летопись сотрудничества. М., Том I. Стр. 314.
- [22] Астрономический Циркуляр АНСССР за 1948-1949 г.г.: №80-84.
- [23] О параметрах орбиты кометы см.: Mucke Hermann. Helle Kometen. Vien, 1950.
- [24] Е.И.Рерих. Письма в Америку. Том III. М., 1997. Стр. 401.
- [25] Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина. Том I. Новосибирск, 1991. Стр. 71.