Говоря об ее основах, отметим, что, согласно символическим воззрениям тибетских астрологов, устройство мира представляет собою круглую плоскость, в центре которой находится мировая гора Сумеру, или по-бурятскому Сумбур. Против четырех ее сторон находится по тибу, или острову. На одном из этих тибу живем мы.
Как мировая плоскость, так и Сумеру покоятся на лягушке, которую Очирвани некогда пронзил стрелою. Голова ее находится на юге, задние части – на севере; стрела же деревянным концом – на востоке, железным – на западе. Так как лягушка еще не умерла и доселе продолжает совершать свои отправления, то отсюда происходит следующее: она дышит огнем, и потому на юге всегда жарко; она мочится на севере, потому оттуда веет холодом. От этого на юге преобладает стихия огня, на севере – воды. А так как, с другой стороны, стрела деревянным концом расположилась на востоке, а железным – на западе, то на востоке преобладает стихия дерева, а на западе – железа. Вокруг Сумеру обращаются Солнце и Луна. В сутки Солнце проходит путь, равный окружности мирового круга (оборот Земли на 360 градусов).
Далее поясняется, что в основе всех циклов лежит 60-частное деление:
1) Существует 12-летний цикл по годам, который, будучи помноженным на пять, дает 60-летний цикл.
2) Этот же цикл распространяется на месяцы. В году 12 месяцев, и этот интервал домножается также на пять, давая 60-месячный отрезок, или 5 лет.
3) То же переносится и на сутки, образуя 60-дневный цикл.
4) Наконец, и сутки делятся на 12 частей, причем каждая из них, в свою очередь, еще на пять частей, что дает 60 интервалов по 24 минуты.
Как мы видим, все построено на полном подобии, разница лишь в единице времени. Каждая часть любого из этих 60-частных циклов имеет свои особые свойства, которые сохраняются неизменными для разных циклов вне зависимости от их основной единицы времени. Так, к примеру, 37-ой год 60-летнего цикла свойствами своими тождествен 37-му месяцу в аналогичном месячном цикле, или же 37 части суток, разделенных на 60 частей. Тогда сочетанием года, месяца, дня и часа определяется астрологическая сущность данного момента времени.
Каждый такой 60-частный цикл у халдеев, великих астрологов древности, назывался Наросом и имел очень важное значение в их системе знаний о Космосе. В чем же сущность этих циклов? Прежде всего отметим, что каждый из перечисленных выше циклов имеет своего реального породителя : 12-летний цикл – Юпитер, годовой цикл – Солнце, месяц – Луна. Полное подобие их циклов означает ни что иное, как процесс передачи энергии от более высокой планеты вниз к Земле через ряд ступеней. Юпитер передает первичную силу Солнцу, оно – Луне, которая уже доводит ее до Земли. Последняя ассимилирует ее, вращаясь вокруг своей оси. При этом, конечно, все они влияют и непосредственно, на своем уровне: Юпитер и то, что дает ему первичную силу, отвечают сущности, Солнце и Луна – тонкому, и т.д. Когда первичное влияние входит в нижележащую сферу, отвечающую более приземленному к физическому плану Светилу, то оно порождает в ней вихрь, содержанием своим совершенно тождественный первоисточнику, но отличающийся напряженностью. Это и есть основание для подобия циклов, которые в виде цикла Нароса остаются одинаковыми для всех них. Далее этот новый вихрь начинает самостоятельную жизнь, порождая в нижележащих сферах другие, себе подобные, но уже отличные от самого первого, давшего рождение всей цепи, поскольку он к тому времени успел измениться, – и так происходит передача энергии на более приземленные планы, выражающаяся в совместном действии ряда светил. Конечно, выше Юпитера стоит Уран, и, как мы видим, тибетская астрология, изучая условия взаимосочетания циклов, занимается познанием влияния все того же Космического Магнетизма и его проявлений на Земле в борьбе с противоположным инертным полюсом, который олицетворяет Сатурн. Сам 60-летний цикл построен на периодах как Юпитера, так и Сатурна, и является выразителем ритма напряженной борьбы полюсов. Характерно, что Сумеру (прообраз Шамбалы и связанной с ней Космической Иерархии) явлена источником всех циклов, и мы уже касались этой темы выше, объясняя связь Иерархии с Беспредельностью и Высшим Источником. После того как этот принцип утвержден, следует творческий акт: энергетическая посылка (стрела) Очирвани-иерарха пронзает лягушку, символизирующую инертную материю. Затем следует корреляция Единой Силы на 4 стихии, по законам физического мира. Так мы имеем все стадии эволюционного процесса трансмутации косной материи в более возвышенные формы.
Изучение многообразных природных циклов в их проявлениях на Земле составляет, по всей видимости, главную задачу пока еще сокрытого Учения Калачакры, из которого когда-то выделилась астрология. Почему? Ибо знание периодичности циклов приводят нас к поиску той или иной космической причины, являющейся их источником, и механизмов ее проявлений на Земле, – а это уже конкретные факторы эволюции.
Современная биоритмология, плод науки XX века, делает пока еще самые первые шаги, однако ее общие закономерности заслуживают самого пристального изучения.
- [1] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993. Стр. 58
- [2] Ф.Ю.Зигель. Сокровища звездного неба. М., «Наука», 1986. Стр. 119.
- [3] К.Н.Рябинин. Развенчанный Тибет. Альманах «Ариаварта», № 1.
- [4] Е.П.Блаватская. Скрижали Кармы. М., МЦФ. Стр. 19.
- [5] Алан Лео. Эзотерическая астрология. М., 1994.
- [6] Беспредельность, часть II, § 332-336.
- [7] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993.
- [8] Братство, часть I. § 373.
- [9] Вс.Иванов. Рерих – художник/мыслитель. Рига, 1936.
- [10] Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина. Том I. Новосибирск, 1991. Стр. 466.
- [11] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993. Стр. 76.
- [12] Н.К.Рерих. Пути Благословения. Минск, 1991. Стр. 95.
- [13] Е.И.Рерих. Письма. Том. II. Минск, 1992.
- [14] Астрономический календарь за 1924 год. Н.Новгород., 1924 г.
- [15] Ю.И.Витинский, М.Копецкий, Г.В.Куклин. Статистика пятнообразовательной деятельности Солнца. М., «Наука», 1986. Стр. 184.
- [16] А.Л.Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924. Стр. 13.
- [17] Беспредельность, часть II, § 338.
- [18] Н.К.Рерих. Листы дневника. Том II. М., МЦР, 1995. Статья «Пророчество». Стр. 310.
- [19] Н.К.Рерих. Листы дневника. Том III. М., МЦР, 1996. Статья «Жданные сроки». Стр. 138.
- [20] Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М., МЦР, 1993. Стр. 163.
- [21] «Оккультизм и йога» – летопись сотрудничества. М., Том I. Стр. 314.
- [22] Астрономический Циркуляр АНСССР за 1948-1949 г.г.: №80-84.
- [23] О параметрах орбиты кометы см.: Mucke Hermann. Helle Kometen. Vien, 1950.
- [24] Е.И.Рерих. Письма в Америку. Том III. М., 1997. Стр. 401.
- [25] Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина. Том I. Новосибирск, 1991. Стр. 71.